Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Эффективный родитель» (психологическая программа проведения группы взаимоподдержки родителей)


Актуальность, новизна и практическая значимость.

В своей практической деятельности мы часто получаем вопросы от родителей на бесконечную и всегда актуальную тему: как воспитывать детей в условиях современного общества? Какие качества развивать в детях — умение отстоять свою точку зрения или умение следовать общепринятым правилам; способность ставить свои собственные цели или способность работать в команде и т.д.

Многие родители приходят к выводу, что их самоотверженная любовь и традиционные методы воспитания уже не приносят желаемого результата.

В средствах массовой информации активно «пропагандируется» демократическое сотрудничество между партиями, сообществами, мужчинами и женщинами. В семье ребенок регулярно наблюдает дискуссии между родителями, между страшим и средним поколением. Именно поэтому он подсознательно делает для себя вывод, о том, что ему тоже многое можно, он чувствует себя равным родителям, точно также заслуживающим уважения, внимания и право иметь собственную точку зрения.

С нашей точки зрения, это не значит, что дети равны родителям по опыту и мудрости, но их нельзя считать глупыми только потому, что они дети. Все члены семьи должны иметь равные права и уважение, которое не может возникнуть по заказу, его можно только заслужить и взрастить на основе доброжелательных отношений.

Поэтому сегодня из всех имеющихся подходов к воспитанию детей наиболее эффективным является подход, опирающийся на принципы сотрудничества и партнерства родителей и ребенка.

Для поддержки родителей в их родительской роли и обучения их навыкам, необходимым для построения эффективной системы взаимоотношений с детьми в ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» организована группа взаимоподдержки родителей «Эффективный родитель».

Практическая значимость проекта заключается в возможности формирования у родителей продуктивных моделей построения взаимоотношений в семье как средства профилактики семейного неблагополучия в целом.

Новизна нашего проекта заключается в сотрудничестве с Муниципальным Телевидением Волгограда (Первый Волгоградский Канал) и ведением регулярной рубрики «Советы психолога» в еженедельной передаче «Открытый урок».

Цели и задачи.

Целью данного проекта является повышение информированности родителей по вопросам развития и воспитания детей и детско-родительским отношениям, а также формирование навыков сотрудничества родителей и ребенка.

Задачи проекта:

  • дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать динамические связи и взаимное влияние всех членов семьи друг на друга.
  • предложить определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.

Основное содержание работы.

Работа проводится в двух направлениях:

I направление — психологическое просвещение родителей через СМИ.

В 2010–2012 годах на Муниципальном Телевидении Волгограда выходила передача «Открытый урок» с постоянной рубрикой «Советы психолога», в которой освещались различные вопросы детско-родительских взаимоотношений. Среди тем — «Кнут и пряник: стоит ли наказывать ребенка за провинность?», «Правда — ложь да в ней намек», «Половое воспитание школьников: практикум для родителей», «Воспитание ребенка в неполной семье», «Детская нетерпимость — причины и методы коррекции», «Сам такой, или Почему дети начинают ругаться?» и др. При подготовке материалов мы руководствовались принципом, который сформулировал Д.В. Винникотт, о том, что просвещение родителей через средства массовой информации должно ограничиваться узким кругом вопросов и ориентироваться на обсуждение нормальных вещей, которые происходят с нормальными людьми.

Психологическое просвещение родителей через СМИ не только повышает информированность родителей в вопросах воспитания и развития детей, но и стимулирует их к поиску новой, недостающей информации, а также к получению практических навыков и умений, приводя в учреждения социального обслуживания, на консультации к специалистам, в группы взаимоподдержки родителей.

II направлениепроведение занятий в группах взаимоподдержки родителей.

Концептуальная основа: идея сотрудничества взрослого с ребенком. Рудольф Дрейкурс вслед за Альфредом Адлером выделяет следующие основные темы семейного воспитания — равенство (но не тождественность) между детьми и родителями как в области прав, так и в области ответственности, сотрудничество, естественные последствия поведения. Много внимания уделялось Адлером и его учениками процессу определения и установления границ. Усилия родителей должны быть направлены на распознавание скрытых причин неприемлемого поведения детей, а не на критике той формы, в которой они проявляются (леность, агрессивность, упрямство, непослушание и т.п.). Также много внимания на занятиях уделяется формированию у родителей навыков использования эффективных коммуникативных стратегий (Тренинг родительской эффективности Т. Гордона).

В группе проводится 12 встреч, продолжительностью 2,5 часа, частота встреч — 1 раз в неделю. Количество участников: 10–15 человек.

Методы и техники работы: беседы, упражнения, ролевые и подвижные игры, моделирование ситуаций, техники системной терапии, техники телесной терапии, элементы методики Марте Мео, домашние задания и их проверка.

Нами практикуется проведение дополнительных встреч участников группы (через 3 месяца) с целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Результаты, выводы.

Результаты изучались методами анкетирования и обсуждением с персональными высказываниями участников группы.

Можно сделать вывод, о достижении родителями эффективного уровня компетенции, который позволяет им реагировать на неприемлемое поведение детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением их собственных чувств, в противовес обвинениям, угрозам, нотациям и нравоучениям. Участники также отмечают более глубокое понимание процессов, происходящих в их семьях, повышение родительского авторитета, базирующегося на знаниях и опыте эффективного использования предложенных воспитательных стратегий.

В 2010 году были проведены занятия в трех группах взаимоподдержки родителей, которые посещали 20 человек. В 2011 году участниками трех групп взаимоподдержки стал 31 родитель. В 2012 году нами были набраны и проведены занятия в 4 группах взаимоподдержки, в которых участвовали 54 человека.

Дальнейшие перспективы развития программы нам видятся в перенесении полученного опыта на работу с замещающими семьями.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su