Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Педагог — созидатель дисциплины» (образовательная программа)


Авторы:

Актуальность, научная и практическая значимость.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях подготовки перехода на ФГОС.

В рамках подготовки перехода на единые образовательные стандарты в самой уязвимой ситуации оказываются специализированные коррекционные учреждения для воспитанников с особыми образовательными потребностями. Здесь обучаются дети с различными нарушениями интеллектуальной, эмоционально-волевой и физической сферы. Наличие инвалидности затрудняет их социализацию и нарушает личностное развитие. Зачастую состояние здоровья осложняется социальной дезадаптацией и кризисным состоянием семей, из которых они прибыли. Сиротство, безнадзорность — это еще две составляющие, которые осложняют социальную адаптацию, снижают мотивацию обучения, усиливают стремление к саморазрушающему поведению подростков спецшкол и интернатов.

Непростая ситуация складывается для педагогов, работающих с этими детьми. Большой педагогический стаж и связанные с ним процессы эмоционального выгорания ведут к конфликтам в сфере общения с детьми и коллегами. Чувство беспомощности и неэффективности деятельности снижает мотивацию работы.

Специалистов для работы с дезадаптированными подростками не готовят в педагогических ВУЗах.

Ситуация нестабильности в обществе привела к резкому оттоку кадров и в образовательных учреждениях воспитателями порой работают люди без педагогического образования.

Создание образовательной программы «Педагог — созидатель дисциплины» продиктовано необходимостью оказания комплексной помощи как начинающим педагогам и так и педагогам с большим стажем работы.

Практика показывает, что самостоятельно педагогу бывает трудно овладеть навыками работы с детьми специальных учреждений. Предлагаемая программа предназначена для развития навыков партнерского взаимодействия педагогов и учащихся. Педагоги обучаются умению эффективно вмешиваться в «плохое» поведение учащихся.

Цели и задачи проекта:

Основная цель:

  • создание системы условий, в которых происходит развитие личности;
  • обучение педагогов коммуникативно-компетентному поведению.

Задачи проекта:

  • Определение наиболее проблемных зон педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
  • Определение стилей воспитательного воздействия, которые использует педагог.
  • Определение уровней тревожности, познавательной активности, учебной мотивации учащихся.
  • Включение педагогов в психолого-педагогический семинар «Педагог-созидатель дисциплины»
  • Обучение педагогов навыкам поведения, помогающим строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины.
  • Обучение педагогов навыкам саморелаксации и позитивной рефлексии своего поведения.

Основное содержание работы.

Программа семинара рассчитана на 8 занятий по 2 часа каждое, продолжительность занятий может меняться в зависимости от потребностей группы. Частота занятий устанавливается в зависимости от возможностей педагогов. Из опыта работы получалось не чаще 1 раза в неделю. Занятия проводились в отдельном помещении, достаточно просторном для свободного размещения и передвижения во время упражнений.

Возможно проведение таких занятий в сенсорной комнате, где есть соответствующее оборудование. Возможно использование интерактивной доски для демонстрации видеороликов и презентаций.

Оптимальная численность группы — 10–12 человек.

Перед тем как начать работу на семинаре необходимо мотивировать участников т.е. подробно рассказать о целях, задачах и правилах работы, режиме и выяснить ожидания педагогов.

Материальное обеспечение:

  • таблицы-технологии педагогического воздействия на учащихся, нарушающих дисциплину (по 9 таблиц на каждого участника). Примеры «плохого» поведения учеников (из личного опыта учителей и воспитателей);
  • презентации «Агрессивное поведение подростков», «Конфликт и пути разрешения».

В рамках работы над проектом «Педагог — созидатель дисциплины» в 2012 г. были проведены:

1. Подготовительный этап.

  • Анкетирование педагогов. Ответы на вопросы анкеты «Стили педагогической деятельности» (анонимно) — 2 часа;
  • Анкетирование учащихся. Анкета «Учитель — ученик» составлена на основе Шкалы «ТС -1» (Ханин, Стамбулов, 1976г.) (анонимно) — 2 часа;
  • Тестирование учащихся (опросник Спилберга (часть 2) — 8 класс и 10 класс) — 4 часа.

В результате анализа полученных данных составлен план работы и определены сроки реализации семинара.

2. Семинар «Педагог — созидатель дисциплины»

Основная цель:

  • повысить коммуникативную компетентность учителей и воспитателей;
  • научить педагогов создавать партнерские отношения с учащимися в классе.

Задачи:

  • Формировать у педагога навыки поведения, которые помогут распознавать истинную цель поступка и в соответствии с ней выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
  • Помочь разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.

Основные темы семинара:

  1. Личность воспитывается личностью. «Знакомство» участников семинара.
  2. Мотивация к занятиям. Формулировка правил работы. Определение понятий.
  3. Законы поведения по Рудольфу Дрейкусу.
  4. ШКД. Школьный план действий.
  5. Привлечение внимания как мотив «плохого» поведения
  6. Власть и месть как мотивы «плохого» поведения
  7. Позитивное мышление. Позитивная речь. «Я –высказывание»
  8. Избегание неудачи как мотив нарушения дисциплины.
  9. Тренировка навыков. Разбор ситуаций.

Анализ результатов проводится на основе обратной связи в конце каждого занятия. Письменные высказывания анализируются и используются при подготовке к следующему занятию.

В результате обучения: слушатели смогут более уверенно и успешно выходить из непростых ситуаций. Смогут на собственном примере демонстрировать не агрессивные формы выхода из конфликтных ситуаций.

Семинар способствует личностному росту его участников и учеников, с которыми они работают.

Результативность отслеживается путем мониторинга проблем с помощью анкет и опросников приведенных выше.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su