Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Технология образа здоровья» (реабилитационная программа)


Сахарный диабет, одно из часто встречающихся заболеваний эндокринных желез, связан с недостаточным количеством инсулина или полным отсутствием его в организме человека. Диабет — пока еще неизлечимое заболевание, которое может привести к осложнениям и инвалидности ребенка. Оно требует особой системы инсулинотерапии (до пяти уколов в день), особого режима питания и отдыха.

Наше знакомство с детьми, болеющими сахарным диабетом, произошло в 2010 году при проведении социальной акции детей и родителей арт-студии «Синяя птица» отдела развития содержания дополнительного образования. Смысл акции заключался в реализации желания детей и родителей помочь детям, находящимся на лечении в детской больнице, сделать для них что-то приятное и полезное. Силами детей была создана сувенирная продукция, которая была реализована и на вырученные деньги куплены художественные материалы для арт-терапевтических занятий с детьми, находящимися на лечении в эндокринологическом отделении областной детской клинической больницы.

Стало очевидным создание некоторой технологии, которая позволяла бы ребятам адаптироваться к своему состоянию и минимизировала последствия болезни. На протяжении 2011–2012 года образовательная технология арт-терапевтической реабилитации проходила практическую проверку, многократно претерпевала добавления и уточнения.

Теоретико-методологической основой выступила биопсихосоциальная модель развития и лечения заболеваний, отечественная психологическая концепция внутренней картины болезни, органически включенная в личностно-ориентированный подход, а также модель клинической системной арт-терапии (САТ) А.И. Копытина (2010, 2011). Хотя модель САТ была впервые использована и всесторонне изучена в психиатрических учреждениях при работе со взрослыми, нами предпринята попытка ее адаптации в условиям детской клинической больницы. В начале заболевания у детей отмечаются состояния повышенной тревоги, страха, отчаяния. У родителей появляется повышенная ответственность за жизнь ребенка. Иногда ребенок начинает манипулировать родителями, шантажирует своим состоянием, добиваясь каких-то выгод для себя. У родителей возникает большой информационный голод в связи с выявленным заболеванием у ребенка — что это такое и что теперь делать. Возникают проблемы со школами, где либо совсем игнорируется заболевание ребенка, к нему начинают предъявляться такие же требования как ко всем детям, либо администрация школы начинает настаивать на домашнем обучении ребенка.

Целевая аудитория: дети от 5 до 18 лет, количество детей в группе от 4 до 8 человек. Программа составлена с учетом того, что каждый ребенок в течение года дважды (трижды) в год находится на лечении в стационаре и соответственно может принимать участие в программе реабилитации.

Основной целью является открытие ребенком внутренних ресурсов своего здоровья; формирование стойкого желания жить полноценной жизнью; укрепление мотивации искать помощь внутри себя.

В основу работы была положена такая арт-терапевтическая технология как метафора. Детям очень сложно, в силу своего возраста, анализировать свое состояние, а подросткам не хочется этого делать, поскольку они испытывают страх перед своим будущим. Поэтому весь арт-терапевтический процесс осуществлялся через работу с образами путем метафорического диалога между педагогом и ребенком. Метафорический мир тоньше и ярче эмпирического мира, его легче изменять, и этот мир очень понятен как детям, так и подросткам. Зачастую дети говорят на языке метафор. Любой образ можно как приблизить к себе, так и отделить от себя, дистанцироваться от него. В каждый созданный образ ребенок вкладывает свой, только ему понятный и близкий смысл. Поэтому все действия с образом в процессе занятий обладают терапевтическим эффектом, если удерживается основная цель создания этого образа.

Взаимодействие со специально подобранными художественными материалами позволит сначала «оживить» скрытые, неосознанные, тревожащие мысли и чувства в виде образов, а потом осмыслить их в виде внутренних ресурсов. Работа с художественными образами способствует достижению немедикоментозного лечебного эффекта, решению имеющихся психологических проблем.

Программа состоит из четырех блоков, которые могут совмещаться в одной или нескольких арт-терапевтических сессиях, что зависит от текущего состояния ребенка, времени его нахождения в стационаре и тяжести его заболевания.

Первый блок состоит из входящей диагностики, используется рисуночный тест Сильвер или тест «Нарисуй историю». Главное на этом этапе — рассказать родителям и детям о важности и значимости арт-терапевтической реабилитации и мотивировать на дальнейшее взаимодействие с художественными материалами.

Второй блок — создание рисунка «Моя болезнь». Главная задача блока — четкое разделение образа «Я» и образа болезни. Ребенку предлагается нарисовать свою болезнь. Моя болезнь — это не «Я» больной. Здесь происходит отделение болезни от себя самого. Образ болезни должен выглядеть таким, какой представляет его ребенок. Это может быть рисунок, состоящий только из цветовых пятен, рисунок — абстракция, рисунок с реальными образами. Главное, чтобы получился некий внешний отделенный от своего «Я» образ, что позволит ребенку манипулировать и управлять им. Арт-терапевт настраивает ребенка на создание рисунка, но ни в коем случае нельзя приводить никакие примеры. Любые озвученные примеры способны только отдалить ребенка от образа своей болезни. Спокойно, но настойчиво арт-терапевт предлагает взять в руки кисть, обмакнуть ее в воду и набрать ту краску, к какой потянется рука. Рука «знает», что нужно делать.

На готовом рисунке в нижнем правом углу записывается фамилия, имя рисовальщика, его возраст, проставляется дата и дается название рисунку. Ребенок описывает то, что нарисовано на листе, свои ощущения и чувства, которые вызывает созданный образ. Все, что он говорит, арт-терапевт записывает на свободном месте созданного рисунка.

Третий блок — создание рисунка «Я здоровый». Главная задача на этом этапе — соединение образа здоровья и образа «Я». Ранее ребенок создавал образ болезни и отвечал на главный вопрос: «Как выглядит моя болезнь?». Основной вопрос третьего блока: «что мне нужно изменить, чтобы быть здоровым?». Арт-терапевт помогает детям и подросткам сначала почувствовать, затем понять, далее произвести положительные изменения на своем рисунке и в завершении «примерить на себя», принять себя здоровым.

Ребята могут рисовать, производя положительные изменения, создавая образ себя здорового, как уже на готовом рисунке («Моя болезнь»), так и создавая новый. Задача арт-терапевта не настаивать, а слушать ребенка и вести его в мир положительных изменений, в мир совладания с болезнью, в мир, где ребенок и подросток могут быть успешными и востребованными. Важным является создание действенного компонента образа «Я здоровый», ребенок пишет некоторый план собственных действий для сохранения этого образа.

Четвертый блок — итоговая диагностика проводится по методикам первого блока, определяются изменения в образе «Я». Выражается благодарность ребенку за его работу, искренность и смелость. Можно сказать несколько напутственных слов о том, что теперь он сам знает, как можно совладать с болезнью. Главное — не замыкаться в своей болезни, быть открытым к новому, занимать активную жизненную позицию и иметь оптимистический взгляд на будущее.

Осознание ребенком собственной ответственности за свое здоровье, выработка ответственного отношения к жизни — есть главный итог использования технологии образа здоровья.

Результаты проекта.

  1. В течение двух лет проведено более 200 арт-терапевтических трех часовых сессий, в которых участвовало свыше 250 детей и подростков.
  2. Организован праздник, посвященный всемирному дню борьбы с сахарным диабетом, на котором выступали дети как болеющие сахарным диабетом, так и здоровые дети. На празднике были награждены ребята, имеющие высокую мотивацию на изменение качества жизни с учетом своего заболевания, активно работающие над созданием своего образа здоровья.
  3. Авторы проекта участвовали в выездных школах сахарного диабета, где происходила непосредственная работа с детьми и родителями, проводились анкетные опросы родителей, определялся спектр проблемных зон.
  4. Отмечается положительная динамика в изменении состояния детей, отзывы родителей о нужности и полезности этих занятий. Изменение состояния детей можно четко отследить по созданным детьми образам болезни и здоровья. Кроме этого меняется отношение к созданным образам, появляется уверенность в своих силах в плане возможности влиять на действительность. Когда дети участвуют в арт-терапевтических сессиях, у родителей появляется дополнительная надежда на то, что и сам ребенок будет стараться помогать себе, а не только ждать помощи от родителей, докторов.
  5. Расширились социальные контакты у детей больных сахарным диабетом, появились новые интересы, друзья, новые увлечения.
  6. Диагностические данные, полученные в результате работы, были обобщены, проанализированы, описаны и представлены на конференциях по арт-терапии. Представленные материалы на конференциях вызывают живой отклик специалистов по арт-терапии.
  7. Создана брошюра «Дети с сахарным диабетом в школе». Рисунки к брошюре сделаны девочкой, которая является пациенткой отделения эндокринологии. Основная цель пособия — дать информацию о детях, имеющих такое заболевание как сахарный диабет, настроить персонал школы на конструктивное взаимодействие с этими детьми.
  8. Опубликованы две статьи в международном журнале по арт-терапии «Исцеляющее искусство» 2012 год № 1; Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — N 3 (14).
  9. Проведена выставка арт-терапевтических рисунков детей с сахарным диабетом «Я здоровый» в Ярославском художественном музее. Взаимодействие болеющих и здоровых детей, родителей происходило в исцеляющем пространстве созданном работами детей.
  10. Созданная технология может быть использована при работе с детьми специалистами, освоившими и принимающими идеологию технологии образа здоровья. Возможно как тиражирование данной технологии, так и ее модификации с сохранением основного смысла. Технология может быть распространена и на другие нозологические группы.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su