Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа "CтArt" — современные технологии развития посредством искусства» (авторская программа)


Подготовка детей к обучению в школе — ответственный этап, завершающий дошкольное воспитание. От того, как он будет пройден, во многом зависит успешность начального обучения и формирование у ребенка нового для него социального статуса школьника. Гуманистические принципы, которые становятся основополагающими в современной педагогике, позволяют всесторонне развивать личность ребенка, сохраняя при этом его психическое и физическое здоровье. Важно не только передать ребенку определенную сумму знаний, но и выявить и активизировать тот естественный чувственно-интеллектуальный потенциал, который заложен в нем природой. Для решения данной проблемы в гимназии реализуется программа преемственности дошкольного и начального школьного обучения «СтArt».

Программа «СтArt» направлена на гармоничное разностороннее развитие ребенка 5–7 лет через эмоционально — чувственное восприятие, макро-, микро-моторику и включает деятельность, сообразную с его психофизиологическими возможностями и возрастными потребностями. Программа состоит из трех блоков: изобразительное искусство, музыкальное искусство, двигательная культура и затрагивает все сферы развития ребенка: физическую, социальную, эмоциональную и интеллектуальную — в комплексе.

Чтение и письмо — основа учебно-познавательного процесса начальной школы. Блок изобразительного искусства способствует подготовке старших дошкольников к освоению грамоты. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. (Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.) Трудности в освоении грамоты, как правило, бывают обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно-условные знаки и символы с конкретными явлениями и предметами. Занятия, посвящённые графике, как искусству рисования графическими материалами формируют представления о различных видах линий и пиктограмм и являются переходным этапом через пиктографию к письменности.

Некоторые причины, затрудняющие обучение ребенка в школе, объясняются процессом созревания мозговых структур, когда не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи. (Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.) Кинезиологические упражнения в блоке двигательной культуры положительно влияют на структурные изменения межполушарных связей. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, возрастает активность познавательных процессов ребенка.

Кроме того, многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Действие, активная практическая вовлеченность в процесс — единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым действием", связаться с двигательным, телесным опытом. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия.

Музыкальный блок расширяет и обогащает эмоциональную сферу ребенка, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Счастливый ребенок живет в согласии с собой и окружающими. Ребенок, не испытывающий недоверия к взрослым, более успешен в освоении учебных действий и понятий, легче адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и ровесниками. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем.

Музыкальные упражнения, а именно хоровое пение, развитие слуха, выразительное интонирование способствуют развитию речи и артикуляции, что имеет значение в предшкольный период.

Содержание блоков программы включает четыре основных раздела:

  1. Выразительные средства. Выразительные средства графики, живописи, музыки, двигательной культуры.
  2. Звуки и краски природы. Явления природы. Стихии и первоэлементы: вода, воздух, земля. Царство растений. Царство животных. Царство людей.
  3. Образы материального мира. Человек и его деятельность. Земледелие, строительство, спорт. Праздники и обряды. Родная Земля.
  4. Образы фантазии. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературные произведения, музыка, фольклор.

Сюжеты и темы занятий тесно связаны с поэтапным освоением усложняющихся от занятия к занятию заданий по образному мышлению, что соответствует основному педагогическому принципу обучения — от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, требующему с одной стороны проявления фантазии и развитого воображения, а с другой — научных знаний и логики.

В занятиях предусматривается, насколько это возможно для старшего дошкольного возраста, неординарная образная трактовка тем и сюжетов. Система занятий «СтArt» предполагает ритмический повтор тем с целью развития и закрепления знаний по тому или иному поводу, углубление представлений о тех или иных процессах, происходящих в природе или в человеческом обществе. В гимназии программа реализуется с 2010 года, рассчитана на 108 часов в год, один раз в неделю, 3 занятия по 30 минут.

Основные формы и методы педагогической работы:

  • театрализация;
  • игровые методы обучения;
  • импровизация;
  • методы проектной деятельности;
  • различные виды арт-терапии: музыкальная терапия, (вокальная, дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированная с музыкой сказкотерапия, драматерапия, цветотерапия;
  • кинезиологические упражнения;
  • акционизм, перформанс, инсталляция.

Метапредметные задачи:

  • развитие воображения;
  • переход от конкретно-чувственного мышления к элементарному логически-абстрактному;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие речи и формирование различных интонационно-речевых навыков;
  • развитие творческих способностей личности;
  • повышение познавательной активности;
  • развитие эмоционального комфорта, позитивного самоощущения;
  • развитие навыков общения с другими детьми и взрослыми.

В процессе анализа практических работ детей, творческих выступлений, проектной деятельности, психолого-педагогической диагностики готовности к обучению в гимназии (по методике Л.А. Ясюковой) отмечается положительная динамика общего развития дошкольников, формирование устойчивых познавательных потребностей при переходе от игры к учению, формирование мотивации достижения успеха. По окончании занятий в студии «СтArt» 63% детей успешно обучаются в гимназии, 31% — в гимназических классах общеобразовательных школ города. Психологический анализ особенностей адаптации к школе показывает, что «стартовцы» быстрее адаптируются в условиях обучения, более коммуникабельны, у них быстрее формируется внутренняя позиция школьника. Дети отличаются ярко выраженным творческим подходом в выполнении учебных задач, опережающим развитием перцептивных представлений, воображения. Программа актуальна и востребована в нашем городе.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su