Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

Программа социально-психологического сопровождения детей и подростков «Радуга» в рамках летнего оздоровительного лагеря (социально-психологическая программа)


Актуальность.

В период проведения летней оздоровительной компании загородные лагеря решают проблемы занятости, укрепления и сохранения здоровья, профилактики асоциальных явлений, успешной социальной адаптации личности, удовлетворения интересов и потребностей, развития потенциальных способностей детей и подростков.

Психологическое сопровождение отдыха детей необходимо для того, чтобы «среда обитания» в период летних каникул приобрела развивающий характер и способствовала личностному развитию с одной стороны, а с другой стороны, имела и коррекционную направленность, но оставалась привлекательной для детей и подростков.

Реализация программы социально-психологического сопровождения детей и подростков в рамках летнего оздоровительного лагеря, направлена на создание психологического комфорта, развитие коммуникативных навыков, воображения, памяти, мышления, способностей у детей к дифференциации эмоциональных состояний, выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей.

Научная и практическая значимость проекта.

Определены методы социально-психологического сопровождения детей и подростков, с целью обеспечения условий эмоционального комфорта на период пребывания в детском оздоровительном лагере. Практическая значимость — разнообразные инновационные и экспериментально проверенные методы психологического сопровождения несовершеннолетних могут найти применение, как в учреждениях социального обслуживания, так и в общеобразовательных учреждениях.

Цели и задачи.

Цель: обеспечение полноценного психического и личностного комфорта ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.

Задачи:

  • оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
  • формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;
  • развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;
  • содействие снятию эмоционального напряжения;
  • развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.

Основное содержание работы (или ее этапы).

Проект реализован в 2012 г. в рамках летнего оздоровительного лагеря.

Целевая группа: несовершеннолетние от 7 до 17 лет

Основные направления работы:

  • диагностическое;
  • консультационное;
  • просветительское;
  • коррекционно-развивающее;
  • профилактическое.

Основные методы работы:

  • лекции, тематические беседы;
  • психодиагностические методы (анкетирование, тестирование);
  • методы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии;
  • техники телесно-ориентированные, медитативно-релаксационные.

Подготовительный этап: разработка программы социально-психологической поддержки всех членов коллектива лагеря (изучение литературы по данной проблеме, подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др., просвещение педагогов), обучение педагогического персонала, подготовка вожатых в рамках программы «Школа вожатского мастерства».

Основной этап: диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей и эмоционального состояния воспитанников и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку. Подготовка коррекционных (групповых и индивидуальных) и развивающих занятий. Индивидуальная работа по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной психологической помощи. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям в воспитательной работе.

Итогово-аналитический этап: проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы. Определение перспектив развития проекта. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по работе с детским временным коллективом.

Результаты, выводы

В течение 4-х летних оздоровительных смен проводилось исследование уровня эмоционального комфорта, активности, вовлеченности детей и подростков в деятельность лагеря. Полученные результаты диагностических срезов участников анкетирования показали, что эмоциональный фон положительный у 94,8%, полная социально-психологическая адаптация у 94,6%, снижение уровня тревожности, агрессивности у 87,7%, интеграция в социуме путем расширения круга общения у 87,9%, повышение коммуникативных способностей и самооценки у 91,5%. Разработано и распространено более 520 памяток и информационных буклетов. Оказано 256 консультаций, из них: воспитателям — 41, вожатым — 56, воспитанникам — 57, руководителям кружков дополнительного образования — 16, родителям — 86.

Многочисленные позитивные отзывы участников летних оздоровительных смен, их родителей и педагогов свидетельствуют об эффективности данного проекта.

Анализ реализации проекта показал, что примененные формы и методы психологического сопровождения детей и подростков являются оправданными и способствовали обеспечению полноценного психического и личностного развития личности. Поставленные цели и задачи достигнуты.

В летних оздоровительных сменах 2012 г. приняли участие 687 детей и подростков города.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su