Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психологические факторы деформации стремления личности к самоактуализации как основа выбора стратегии интервенции отклоняющегося поведения» (научно-исследовательский проект)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость.

В современной социально-экономической ситуации особую роль приобретает проблема создания условий для самоактуализации личности. В ситуациях деформаций личности возникает необходимость определения границ деформаций стремления к самоактуализации и критериев её оценки у лиц склонных к девиантному поведению, или реализующих это поведение. В силу отсутствия единого теоретико-методологического подхода и различий в методическом инструментарии результаты диагностики оказываются недостаточно обоснованными, доказательными, а часто и противоречивыми как в плане постановки диагноза, так и при решении вопроса о способах профилактики деформаций в сфере самоактуализации, так и в плане их исправления.

Это затрудняет решения практических задач, связанных с разработкой рекомендаций по организации взаимодействия психолога с личностью, склонной к девиантному поведению или с выбором стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах девиации. Особое значение, при этом, имеет применение методов формирования стратегии самоконтроля как основы стремления к самоактуализации.

Психологические измерения личностных деформаций субъекта, не позволяют однозначно судить о том, какими путями развивалась данная личность и какие факторы играли в этом развитии решающую роль. Как отмечает О.Ю.Михайлова «…Простая констатация наличия той или иной индивидуально-психологической особенности оказывается неплодотворной без указания ее генеза и места в структуре целостной системы агрессивного поведения, а психологическая интерпретация поведения субъекта — неполной (в некоторых случаях — просто невозможной)».

Не теряют актуальности проблемы подросткового возраста в работе школьной психологической службы; они остаются дискуссионными и наименее представленными в психологической практике, особенно, в плане формирование личности подростка.

В связи с этим, возникает необходимость психологического анализа, диагностики комплекса факторов и разработке рекомендаций социально-психологического вмешательства в случае отклоняющегося поведения.

Результаты исследования могут быть использованы в сфере общего среднего образования в работе психологической службы школы с целью: решения проблемы формирования стремления личности девиантных подростков к самоактуализации через выбор предлагаемых стратегий психологической интервенции; разработки психолого-педагогических, профилактической и психокоррекционной программ; мониторинга личностных изменений девиантных подростков в процессе социально-психологического вмешательства.

Кроме того, использованная в исследовании методика изучения степени удовлетворенности основных потребностей личности и определения их иерархии (при соблюдении всех требований ее валидизации и т.д.) позволяет содержательно дополнить диагностический инструментарий, имеющийся в психологической практике.

Цели и задачи.

Цель: теоретико-экспериментальное исследование психологических факторов деформации стремления личности к самоактуализации как основы выбора стратегии интервенции отклоняющегося поведения

Задачи:

  1. Выделить факторы, детерминирующие возникновение деформаций стремления личности к самоактуализации;
  2. Выявить:
    • степень выраженности показателей стремления к самоактуализации;
    • особенности иерархии Д и Б-потребностей, степень их удовлетворения;
    • особенности локуса контроля как интегральной характеристики личности, регулирующей поведение подростков;
    • специфику структуры ценностно-смысловой сферы делинквентных подростков с различной выраженностью показателей стремления к самоактуализации
  3. Определить стратегии социально-психологического вмешательства в личностное пространство асоциальных подростков;
  4. Разработать рекомендации по использованию стратегий психологической интервенции в работе психолога с личностью асоциального подростка.

Основное содержание работы.

В исследовании приняли участие подростки, с устойчивой асоциальной направленностью, подлежащие уголовной ответственности — делинквенты мужского пола, в количестве 25 человек, возрастная граница которых находится в континууме от 15 до 17 лет. Обследуемые на момент проведения исследования, находились в ФБУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по ХМАО-Югре» г. Нижневартовска (ФБУ ИЗ-86/1).В контрольные группы вошли: асоциальные подростки, стоящие на учете в ИДН за мелкие правонарушения (25 человек) и подростки с просоциальной направленностью, в возрасте 14-16 лет, учащиеся старших классов МОСШ №31 города Нижневартовска (25 человек).

На этапе организации исследования была дано обоснование темы в рамках ВНИКа «Проблемы социальной адаптации, ресоциализации и деформаций развития личности несовершеннолетних» кафедры психологии образования и развития факультета педагогики и психологии НГГУ; определен алгоритм исследования; проанализированы научные источники в соответствии с обозначенной проблемой исследования

На этапе теоретико-методологического обоснования исследования:

  1. Были определены предмет и объект исследования
  2. Выделены методологические основы исследования: гуманистические концепции западных психологов о роли стремления к самоактуализации в становлении и развитии личности, в частности концепция мотивации: иерархия потребности (А.Адлер, Ш.Бюлер, А.Маслоу, Ж.Нюттен, К.Роджерс, Э.Фромм, К.Хорни,); социокультурная концепция К. Хорни, а именно, понятие потребности в безопасности, что послужило основой при разработке проекта программы работы школьного психолога с родителями. Достижений учёных в области криминологии и юридической психологии: Гульдан, М.И. Еникеев,, И.А. Кудрявцев, А.А. Реан, В.В. Романов,.), в области дифференциальной психологии,( А.Б. Леонова, В.М. Русалов, В.В. Суворова, Е.Д. Хомская, Л.П. Чуприкова и др.); актуальные исследования психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции (Клейберг Ю.А., Короленко Ц.П., Донских Т.А., Оудсхорн Д.Н., М.Раттер, Гилинский Я.И., Афанасьев В.С., Змановская Е.В.)

Этап научного исследования.

  1. выявление тенденции развития научного знания по проблеме исследования;
  2. обоснование необходимости адаптации методики, направленной на определение степени удовлетворенности основных потребностей личности Д.Я. Райгородского в соответствии с целью и задачами исследования (Приложение 1)
  3. разработка программы и инструментария эмпирического исследования, проведение эмпирического исследования — сбор, обработка и анализ полученной информации (количественный, качественный)

Собственно экспериментальное исследование проходило в следующей последовательности:

  1. исследовались показатели самоактуализации подростков (Диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина);
  2. изучались особенностей иерархии Д-и Б-потребностей (Методика Д.Я. Райгородского);
  3. оценивался уровень субъективного контроля подростков с различной выраженностью показателей самоактуализации (опросник американского психолога Дж. Роттера «Уровень субъективного контроля»);
  4. изучались смысложизненные ориентации подростков (Тест Д.А. Леонтьева);
  5. выявлялась степень сформированности ценностных ориентаций личности (методики Е.Б. Фанталовой и Б.С. Кругловой);
  6. исследовалась мотивация и внутренние конфликты личности подростка (Методика Е.Б. Фанталовой);
  7. проводилась математико-статистическая обработка данных.

Результаты, выводы.

В ходе исследования была обнаружена тенденция проявления определенного иерархического уровня одной из дефицитарной потребности — потребности в безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном безопасном состоянии: иметь хорошее жилье, быть защищенными от страха, боли, болезней и других страданий. Именно эти позиции являются одной из качественных характеристик подросткового возраста. Наряду с этим, данная потребность занимает одну из низких позиций в выявленной иерархии и характеризуется как незначимая. Что и определяет противоречие между теоретически качественными характеристиками и выявленным иерархическим уровнем. Это послужило основой разработки программы работы школьного психолога с родителями подростков «Мой шанс "не упустить" ребенка» (Приложение 2).

Направление и задачи дальнейшего исследования:

  • апробация и реализация программы работы школьного психолога с родителями подростков «Мой шанс "не упустить" ребенка»;
  • определение стратегий социально-психологического вмешательства в личностное пространство асоциальных подростков для стимулирования позитивных изменений и ослабления или устранения тех форм поведения, которые препятствуют его адаптации и самореализации;
  • разработка рекомендаций по использованию данных стратегий в работе психолога с личностью подростка;
  • проверка на валидность и надежность адаптированного варианта методики Д.Я. Райгородского.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su