Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Учусь владеть собой» (курс психокоррекционных занятий для детей 7–10 лет)


В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии.

За период 2010–2011 уч. года в муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан (МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ) было 138 обращений родителей по вопросам поведенческих проблем детей младшего школьного возраста. В ходе работы психолога было выявлено, что в основании 59% (82 ребенка) проблем поведенческого характера лежит несформированность произвольности психической деятельности.

В связи с этим возникла необходимость создания курса занятий по формированию способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.

Разработанный курс занятий был реализован в течение 2011–2012 уч. года. За данный период было выпущено 8 групп (64 ребенка).

Цели и задачи.

Цель: овладение навыками саморегуляции психической деятельности.

Задачи:

  • развитие высших психических функций;
  • развитие межполушарных связей;
  • развитие внимания, самоконтроля;
  • формирование произвольной регуляции двигательной активности, высших психических функций, экспрессивного поведения;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • релаксация.

Реализация проекта.

Формы и методы работы.

Занятия проводятся в групповой форме. Оптимальное число участников группы —  8 человек. Возраст —  7–10 лет. Занятия могут проходить индивидуально.

В программе используются следующие приемы и методы:

  • кинезиологические упражнения —  комплекс движений, позволяющий развивать произвольность двигательной активности;
  • арт-терапия (рисование мандал);
  • функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля),
  • коммуникативные игры
  • когнитивные упражнения;
  • приемы релаксации.

Организация и проведение занятий.

Для эффективной реализации программы необходимо: просторное помещение, столы и стулья, магнитофон и музыкальные записи, чистые листы бумаги, карандаши, краски, коврики.

Формирование групп происходит на добровольной основе — по запросу родителей или рекомендациям специалистов. В группу входят дети одного возрастного диапазона, например 7–8 лет, 8–9 лет, 9–10 лет.

Количество занятий — 10. Продолжительность одного занятия —  1 час 20 минут. Целесообразно проведение занятий 2 раза в неделю.

Структура занятий.

  1. кинезиологические упражнения;
  2. рисование мандал;
  3. функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля);
  4. релаксация.

Механизм отслеживания оценки.

1. Результаты теста Тулуз-Пьерона (сравнительные результаты отражены в таблице).

Результаты исследования скорости переработки информации, развитости произвольного внимания и способности к произвольной концентрации у детей младшего школьного возраста (в %)

 

Скорость переработки информации

Концентрация внимания

До занятий

После занятий

До занятий

После занятий

Патология

0

0

0

0

Слабая

81,25

29,6

78,1

31,25

Средняя

18,75

50

20,3

60,93

Хорошая

0

18,75

1,5

7,8

Высокая

0

1,5

0

0

Согласно результатам теста Тулуз–Пьерона, проведенного после курса занятий, наблюдается увеличение числа детей со средним и хорошим уровнем скорости переработки информации и концентрации внимания.

2. Отзывы родителей.

Мама Андрея Я.: «Андрей стал более собранным, учитель отметила улучшение в поведении ребенка на уроках…»

Мама Рустема Г.: « При написании диктантов Рустем стал совершать меньше ошибок, стал внимательнее —  это заметили все и учитель и педагог дополнительного образования».

Бабушка Наташи Ф.: «Мы всей семьей отметили, что Наташа стала более самостоятельной —  появился интерес к урокам. У нее стало меньше ошибок в работах и оценки улучшились…»


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su