Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Я — исследователь!» (программа элективного курса)


Автор:

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры гимназистов, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В соответствии с направлениями работы гимназии, обусловленными действующим законодательством и внутренними регламентирующими документами, модульный и элективный курсы «Я —  исследователь!» позволяют познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Реализация программы курсов позволяет совершенствовать склонность учащихся к познанию и исследованию окружающего мира, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает вкус к исследованию, предполагает их активное участие в исследовательской деятельности по выбранному направлению с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Цели и задачи.

Модульный и элективный курсы «Я — исследователь!» для учащихся 9–11 классов направлены на формирование исследовательских навыков учащихся старшей школы. Курсы знакомят гимназистов с принципами научно-исследовательской деятельности и выполняют три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

  • Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность старшеклассников, получать дополнительные знания в ходе проведения ими исследований, обучиться структуре и методам проведения исследования в таких научных областях, как социология, психология и педагогика.
  • Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планировать и организовывать свою деятельность.
  • Развивающая задача — это развитие креативности, творческого потенциала формирующейся личности, применения познавательных способностей сообразно своим интересам и увлечениям.

Цели курсов:

  • знакомство учащихся 9–11 классов с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы;
  • стимул творческого развития начинающих исследователей в областях социологии, психологии и педагогики.

Задачи курсов:

  • ознакомить учащихся с принципами и правилами организации научно-исследовательской деятельности;
  • сформировать навыки поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развить познавательную самостоятельность и активность учащихся;
  • привить чувство ответственности за результаты собственной деятельности;
  • сформировать и апробировать навыки презентации результатов своего труда.

Содержание проекта.

Программа модульного и элективного курсов разработана на основе следующих программ:

  1. Учебная программа элективного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся» МОУ «СОШ №7», авт. учитель Зайцева И.А., 2004. (г. Ноябрьск)
  2. Учебное пособие «Основы научных исследований» об-во «Знание» под ред. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А., 2001 (г. Москва)
  3. Учебная программа элективного курса «Введение в социальное проектирование» МОУ «Лицей №2», авт. соц. педагог Постельникова Н.Ф., 2006 (г. Саратов)
  4. Образовательная программа МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска на 2011–2012 учебный год.
  5. Программа развития МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска на 2011–2013 годы.

Программа модульного и элективного курсов рассчитана на 34 часа. Она состоит из двух разделов: «Принципы и технология выполнения научного исследования по социологии, психологии и педагогике» —  22 часа и «Основы социального проектирования и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)» —  12 часов. Курсы имеют практико-ориентированную направленность, формы занятий: лекторий, практикум, «мозговой штурм», экспертная лаборатория. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся старшей школы.

Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении совместного или индивидуального научного исследования самими учащимися под методическим руководством составителя курса.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, гимназисты учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.

С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографического списка и т.п., организуется посещение библиотеки.

Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.

Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения —  не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за продуктивное продвижение своей мысли, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы учащиеся поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курсов к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы/реферата/проекта и последующее выступление учащихся с лучшими работами на научно-практических конференциях гимназии, города, края.

Требования к уровню усвоения учебного материала:

В результате изучения программы курсов «Я —  исследователь!» учащиеся должны знать, понимать:

  • роль науки в жизни общества;
  • достижения ученых в различных областях наук и уровень развития научно-технического прогресса;
  • принципы научного мышления;
  • методы научного исследования и познания блока гуманитарных наук по направлениям: социология, психология и педагогика;
  • основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
  • составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
  • оформлять научно-исследовательскую работу;
  • работать с научно-популярной литературой;
  • выступать публично с защитой своего труда;
  • вести диалог с оппонентами и компетентно отвечать на сложные вопросы по теме проведенного исследования.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su