Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Рисуем песком» (студия арт-терапии для детей и взрослых с применением авторской методики)


Автор:

Актуальность.

Многие современные образовательные и развивающие программы для детей направлены на развитие познавательной сферы — интеллекта, логического мышления, на развитие левого полушария мозга. Однако гармоничное развитие личности включает в себя как интеллектуальные, так и эмоциональные ресурсы.

Сейчас многие взрослые интеллектуально развитые люди не способны распознать свои чувства, потребности, ощутить радость жизни, понять самих себя.

Развитие только аналитической, логической стороны опасно тем, что человек может потерять свою внутреннюю целостность и непосредственное восприятие жизненных процессов, а это может привести к нарушению внутреннего равновесия, к апатии и уходу в болезнь — психическую или соматическую.

Проект направлен на профилактику и сохранение психологического здоровья детей и взрослых, что является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Содержание работы студии.

  1. Программа по динамическому рисованию цветным песком, созданию картин из цветного песка с помощью клея, рисованию песком на световых столах.
  2. Программы для детей по классической песочной терапии и по развитию чувств.
  3. Семинары и арт-занятия для родителей.
  4. Группы личностного роста и семинары для взрослых.
  5. Индивидуальная психологическая работа с детьми и взрослыми.
  6. Методические семинары для специалистов.

Цели и основные задачи проекта.

  1. Создание пространства и обеспечение условий, необходимых для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и взрослых.
  2. Оказание психологической помощи взрослым, детям и их родителям.
  3. Интеграция художественных и психотерапевтических областей.
  4. Продвижение авторского метода работы с песком среди специалистов (психологов, педагогов, социальных работников).

Задачи программ для детей — способствовать:

  • снятию эмоционального и мышечного напряжения, формированию навыков саморегуляции
  • профилактике и снижению импульсивности, тревоги, агрессии, детских страхов
  • формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, развитию позитивной «Я-концепции»
  • развитию мелкой моторики, восприятия, речи, воображения
  • развитию эстетического отношения к окружающему миру, приобщению к изобразительной деятельности, развитию творческих способностей
  • расширению знаний о чувствах, эмоциях и способах их адекватного выражения
  • развитию навыков общения, формированию отношений сотрудничества
  • коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные
  • преодолению последствий психологических травм
  • адаптации к изменениям в жизни

Задачи программ для родителей — способствовать:

  • лучшему пониманию и принятию себя и своего ребенка
  • налаживанию контакта в детско-родительских отношениях
  • приобретению навыков взаимодействия с ребенком
  • просвещению по этапам психологического развития ребенка
  • коррекции поведения ребенка через поведение родителя

Задачи программ для взрослых — способствовать:

  • снятию эмоционального напряжения, восстановлению психической целостности, приобретению навыков релаксации
  • осознанию своего внутреннего потенциала и возможностей перемен
  • нахождению и уточнению жизненных целей, расстановке приоритетов
  • вхождению в контакт со своими чувствами, их пониманию и принятию
  • самопознанию, самопринятию
  • преодолению апатии, тревожности
  • преодолению последствий психологических травм

Задача методического семинара для специалистов: приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в развивающей и психокоррекционной работе с детьми и взрослыми.

Результаты проекта.

Качество работы студии оценивается нашими клиентами как высокое (по отзывам и результатам опросов).

Наблюдается положительная динамика в развитии каждого ребенка (на основе анкет наблюдений и опроса родителей).

Методы работы нашей студии признаются педагогами и психологами из России, США, Эстонии, Казахстана и других стран: распространение авторского метода работы в других учреждениях, запросы на обучение персонала детских и психологических центров.

На основании анкет обратной связи, заполняемых после прохождения курса занятий, а также по наблюдениям психологов студии можно говорить о следующих результатах:

  • снижение конфликтных ситуаций, налаживание эмоционального контакта в общении родителей и детей. Родители становятся более компетентными в детско-родительском взаимодействии.
  • повышение внимательности и усидчивости у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
  • повышение самооценки и мотивации к деятельности у детей
  • в индивидуальной работе с 14 детьми достигнуто: преодоление страхов, снижение уровня агрессивности и тревожности, более уверенное поведение и др.
  • в индивидуальной работе со взрослыми достигнуто: повышение качества жизни, внутрисемейных и рабочих отношений вследствие разрешения внутренних конфликтов и др.
  • за прошедший год методический семинар прошли порядка 60 специалистов из разных городов РФ, а также из других стран. Среди них психологи, преподаватели ИЗО, социальные работники. Не менее 60% специалистов успешно ввели рисование песком в свою практику. 3 человека стали применять метод с особыми детьми. Семинар введен в программу института практической психологии «Иматон».

Дальнейшее развитие проекта.

В дальнейшем планируется расширение деятельности студии и валидизация методов рисования песком в работе психолога.

Некоторые проекты с участием студии:

  • Персональная выставка работ, сделанных посетителями студии, в Фонтанном доме — февраль 2012 г.
  • Мастер-класс по рисованию цветным песком в 14-ой ежегодной международной конференции «АРТ-ТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ: арт-терапия в образовании, медицине и социальной сфере» в Российской Арт-терапевтической Ассоциации — май 2012 г.
  • Презентация метода рисования цветным песком на VI Саммите психологов «Технологии успеха» в Институте Практической Психологии «ИМАТОН» — июнь 2012 г.

Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su