Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Карта развития семьи как средство улучшения семейных взаимоотношений» (образовательный проект)


Автор:
Маркова Аниса Мунировна
Губаха Пермского края

«Счастье — чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В.В. и Е.Л. Лопатины.

 

Основание для разработки проекта.

Не вызывает сомнения тот факт, что многие российские семьи требуют той или иной поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. К ним относятся:

  • нестабильная социально- экономическая ситуация в обществе. Это касается изменения социального статуса и благосостояния людей. Резкое увеличение уровня доходов, так же как и их уменьшение можно рассматривать как психотравмирующий фактор;
  • чрезмерная загруженность, постоянная занятость родителей, вследствие чего они не имеют возможностей для полноценного расслабления и снятия эмоционального напряжения, что приводит к личностной дисгармонии родителей;
  • кризисы, испытываемые семьями. В больших городах распадается практически каждый второй брак. Психологами выявлено, что в семейной жизни присутствуют два основных критических периода в развитии супружеских взаимоотношений. К первому кризисному периоду относится период между третьим и седьмым годами семейной жизни. В нашем детском саду насчитывается 25% неполных семей. В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями. И поэтому частые ссоры в семье воспринимаются ребенком как тревожное событие. Он чувствует себя виноватым в возникшем конфликте, поскольку не может понять истинных причин происходящего. Ребенок объясняет это все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей — дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение, что может привести к определенным нарушениям в психическом развитии детей. У детей меняется поведение. Дети чаще бывают или агрессивными или чувствуют себя беззащитными. Психологами выявлено, что в семейной жизни присутствуют два основных критических периода в развитии супружеских взаимоотношений. К первому кризисному периоду относится период между третьим и седьмым годом;
  • среди части родителей присутствует некоторая психологическая неграмотность, неподготовленность к семейной жизни. Создавая семьи, партнеры недостаточно хорошо и глубоко узнают друг друга.

Наивно было бы рассчитывать на то, что трудности сложных и противоречивых человеческих отношений могут быть разрешены легко и быстро. Семейный климат нельзя изменить нажатием кнопки. Благоприятный семейный климат создается каждый день и постоянно регулируется, а человек становится свободным и независимым только тогда, когда контролирует свою внутреннюю жизнь.

Участие в проекте хотя и не решает всех семейных проблем, но помогает членам семьи приобрести эмоциональное равновесие. Обретенная же внутренняя гармония, умение уверенно воспринимать себя и других, не закрывая глаза на различия, обычно дает членам семьи возможность не усугублять конфликтную ситуацию из-за существующего эмоционального напряжения. Это позволит в дальнейшем более рационально и менее пристрастно оценить семейную ситуацию, обрести душевные силы для того, чтобы что-то изменить в своих отношениях с другими и в самих себе.

Цели и задачи.

Цель проекта: создание условий для развития добрых чувств, семейных отношений через апробирование технологии «Карта развития семьи».

Задачи:

  • Определить цель, содержание и форму заполнения «Карты развития семьи».
  • В ходе заполнения лучше изучить себя, свои отношения со своими близкими и другими окружающими людьми.
  • Подойти к умению согласовывать взаимодействие внутри семьи.
  • Оформить результаты работы по апробированию технологии.

Стратегия и механизм реализации.

Этапы проекта:

  • организационный;
  • внедренческий;
  • итоговый.

Проект был реализован в течение 2012 года, с апреля по ноябрь.

Участники: семьи Путиных, Нурдавлетовых, Сорокиных, Рудневых.

В основу механизма реализации проекта положена методика незаконченных предложений. Эта методика была разработана психологами Саксом и Леви. Эти предложения характеризуют систему отношений к себе, к представителям своего и противоположного пола, также свидетельствуют об отношении человека к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, с детьми, а также собственные цели. Родителям для заполнения были предложены такие темы, как «Путешествие в детство», «Я и мои школьные годы», » Я и мой муж», «Я и моя жена», «Я и моя семья», «Я и мой ребенок». Чтобы преодолеть многие семейные трудности необходимо самопознание, собственная душевная работа по осознанию наиболее мощных переживаний, определяющих всю дальнейшую жизнь человека, а именно влияний раннего детства. И необходимо выбирать путь не борьбы ними и повторения их в будущем со своими детьми. Взгляды, сформированные в родной семье, остаются с нами на протяжении всей жизни. И очень важным является научиться управлять сложившимися стереотипами поведения, идущими из детства. Очень важно посмотреть на проблемы своего детства в правильном контексте, контексте условий своей родной семьи. Это поможет принимать на себя ответственность за свою жизнь, меньше расстраиваться из-за нежелательных событий, создать себе такую жизнь, какую хочется.

Результаты.

Ожидаемый результат: участие в проекте поможет лучше понимать близких людей, изменить свое поведение, избавиться от страданий, понять свои желания и полнее их удовлетворить. Это позволит поддержать и укрепить семейные связи, повысить воспитательный потенциал семьи. Родители лучше будут выстраивать взаимоотношения с детьми и друг с другом, восстановятся доверительные отношения и добрые чувства в семье. Участие в проекте поможет лучше понимать близких людей, изменить свое поведение, избавиться от страданий, понять свои желания и полнее их удовлетворить. А это ведь и есть то, что обычно понимается под счастьем: отсутствие страдания плюс удовлетворенность желаний.

 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su