Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Компетентностный подход в управлении профессиональным развитием государственных служащих» (научно-исследовательский проект)


Мощным стимулом профессионального становления человека является актуализация внутриличностного потенциала человека, его саморазвитие и самореализация. Важными характеристиками специалиста, позволяющими оценить его готовность к деятельности, эффективность выполняемой деятельности, являются компетенции.

Сегодняшний подход к определению компетенций специалиста выходит за рамки знаний, умений, навыков, и включает в себя когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Широкое определение содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку.

Определение ключевых компетенций специалистов той или иной сферы профессиональной деятельности следует признать чрезвычайно важной задачей. Проблема — в выяснении критериев для оценки компетенций, определении ключевых компетенций для профессионалов в той или иной сфере деятельности.

Государственная служба как профессиональная деятельность, обладая общественной притягательностью, не часто попадает в поле научного исследования.

Знание особенностей профессионального становления государственных служащих (ГС) позволят решить ряд прикладных, практических задач, в т.ч. научно-методическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию профессионализма ГС, по организации и обеспечению психологического сопровождения их профессионального становления, а, значит, и повышение эффективности самой государственной службы. Поэтому потребности социума, возрастающие требования к системе государственного управления определяют практическую актуальность работы.

Компетенции ГС — характеристики, показывающие соответствие личностных и профессиональных особенностей человека должностным квалификационным требованиям. Налицо проблема, заключающаяся в неразработанности и недифференцированности критериев эффективности служебной деятельности ГС, их оторванность от показателей профессионализма.

Мы разделяем идею о необходимости рассмотрения двух видов компетенций ГС, как и любых других специалистов в целом: общих, базовых и специальных, конкретных. Первые отражают необходимые личностные и профессиональные особенности ГС, без соотнесения с профилем и спецификой решаемых ими задач. Вторые — личностные и профессиональные особенности, необходимые для эффективного исполнения конкретных должностных обязанностей государственной гражданской службы.

Применение компетентностного подхода при профотборе, подборе кадров, аттестации действующих специалистов предполагает ориентацию на будущее, т.е. на возможности моделирования и построения профессионального пути с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Решение указанных задач позволит служащему максимально полно и всесторонне раскрывать собственный потенциал, удовлетворяя собственные потребности и потребности службы (общества) в целом.

Вместе с тем, лишь 44,6% субъектов РФ разрабатывают дополнительные квалификационные требования, критерии оценки государственных служащих, реализуя компетентностный подход. Большая же доля субъектов ограничивается типовыми требованиями к государственным служащим: гражданство, возраст, опыт работы по специальности и стаж государственной службы, владение государственным языком РФ. Очевидно, что их применение отличается лаконичностью и даже формализмом.

Наш Проект реализовывался последовательным решением следующих задач:

  1. выявить наличие / отсутствие дополнительных квалификационных требований (критериев оценки) действующих ГС, кандидатов на государственную службу или на включение в кадровый резерв.
  2. провести сравнительный анализ дополнительных требований и критериев, предъявляемых к компетенциям ГС, к их профессиональным и личностным особенностям субъектами РФ, в которых выявлены дополнительные к типовым требования и критерии.
  3. провести сравнительный анализ выделяемых компетенций и профессионально-важных качеств ГС, сопоставить их с моделью готового к самостоятельной деятельности по специальности «Государственное и муниципальное управление» человека, отраженной в ГОС ВПО по указанной специальности.

Решение поставленных задач осуществлялось методами контент-анализа, теоретического анализа научных источников, методами качественного и количественного анализа данных, эмпирического и экспериментального исследования.

Основные результаты, полученные автором.

  1. мониторинг ситуации по разработке компетенций и внедрению компетентностного подхода в кадровую работу на государственной службе (общая активность и продуктивность регионов и федеральных округов в целом, типичные черты и индивидуальное своеобразие)
  2. сравнительный анализ дополнительных требований и критериев, предъявляемых к компетенциям государственных служащих, к их профессиональным и личностным особенностям субъектами РФ (классификация дополнительных требований, предъявляемых к государственным служащим на требования к знаниям /умениям и навыкам/, и к профессиональным и личностным качествам, ранжирование указанных признаков с учетом частоты встречаемости, сопоставление ранжированных списков по каждой из выделенных групп между федеральными округами, анализ наиболее типичных и индивидуально-своеобразных компетенций и особенностей их интерпретации субъектами РФ)
  3. глубокий анализ научных источников, отражающих исследования профессионально-важных качеств государственных служащих, психологическую структуру их деятельности
  4. анализ ожидаемых результатов, компетенций субъектов, прошедших подготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузе (содержание и требования ГОС ВПО, формируемых компетенций)
  5. сопоставление и сравнительный анализ компетенций государственных служащих, определяемых и используемых в управлениях государственной службой и кадровой работы субъектами РФ, компетенций, определенных ГОС ВПО, ПВК государственных служащих, определенных в научных исследованиях
  6. определение психологической структуры государственной службы как профессиональной деятельности, разработка Программы и Методических рекомендаций по исследованию ее компонентов и связей между ними, апробация указанной Программы на базе Управления государственной службой и кадровой политики Правительства Ярославской области

По теме проекта опубликованы 2 монографии, 7 статей в журналах ВАК. 11 статей в научных сборниках и периодических научных изданиях, 15 публикаций в материалах научных мероприятий, 3 учебно-методических издания.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su