Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Укрепляем память в любом возрасте» (реабилитационная программа, тренинг когнитивных навыков)


Автор:
Власова Лариса Егоровна
Качканар, Свердловская область

Актуальность.

Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых — это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала», провозглашённые ООН нацеливают на то, чтобы пожилые и старые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

В тренинге когнитивных навыков «Укрепляем память в любом возрасте» реализуется принцип группы «реализация внутреннего потенциала». Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела.

Обучающие процессы помогают людям пожилого возраста вести себя адекватно постоянно меняющимся требованиям окружающей среды.

Цели и задачи.

Цель программы: поднятие общего образовательного, социально-культурного, воспитательного уровней людей старшей возрастной группы, как основы их общественной жизни

Задачи:

  • поддержание когнитивных навыков: функций внимания, памяти, логического мышления;
  • активное побуждение их к собственным занятиям, направленным на укрепление и развитие творческого потенциала;
  • создание условия для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

Содержание проекта.

Тренинги когнитивных навыков способствуют значительной компенсации слабовыраженной когнитивной дефицитарности. В то же время групповые занятия могут быть полезны, когда пожилые люди объединены интересами, могут использовать группу для получения информации и организации поддержки

Эффективность тренинга характеризует приобретение не только когнитивного научения, но и эмоционального опыта. Ведущему важно учитывать при этом следующие моменты:

  • краткость когнитивного блока на каждом занятии: так называемые «инпуты» — емкие по содержанию и лаконичные по форме сообщения ведущего, не превышающие по времени 10–15 минут. необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей граждан пожилого возраста;
  • простота: сложный материал должен быть изложен доступным, выразительным языком;
  • наглядность: на занятиях планируется использовать рисунки, схемы, презентации;
  • актуальность информации для участников тренинга;
  • оценка результатов деятельности участников тренинга, подчёркивающая те стороны, которые ведут к успеху. Создание «ситуации успеха»

Структура занятий

Каждое занятие состоит из трех частей: разминки, основной части и заключительной части.

Каждое занятие начинается с разминки. Цель разминки: снятие напряжения, сокращение эмоциональной дистанции, активизация внимания, памяти.

Целью основной части является овладение психологическими знаниями (когнитивный блок) и упражнения, направленные на формирование умений по теме блока.

Темы занятий:

  1. Хорошая ли у меня память?
  2. Внимание и внимательность.
  3. Получение впечатлений.
  4. Зрительные впечатления и память.
  5. Восприятие слухом и память.
  6. Ассоциация мыслей.
  7. Система накопления.
  8. Система десяти вопросов.
  9. Память на числа, хронологию и цены.
  10. Память на места.
  11. Память на лица.
  12. Память на имена.
  13. Гигиена мозга.
  14. Рассеянность.
  15. Диагностика. Итоговое занятие.

Результаты.

Программа была реализована в период с октября 2011 по март 2012 в группе пенсионеров города, возраст от 60 до 65. Хочется отметить, что работа в группе происходила оживлённо, участники были активно включены в работу. После каждого занятия предлагалось выполнение домашней работы: это упражнения, направленные на практическое применение теоретического материала. Что же привлекает пенсионеров к участию в работе? В первую очередь, это, возможность общаться, выйти из круга привычных обязанностей и …снова учиться! Участники группы признаются, что им интересно узнавать что-то новое. Выполнение упражнений, активизация мыслительной деятельности улучшает настроение, побуждают их к собственным занятиям, направленным на укрепление и развитие творческого потенциала. Занятия по данной программе создают условия для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su