Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Гендерные предубеждения в культуре, философии и психологии» (учебник для вузов )


Актуальность, научная и практическая значимость.

С точки зрения методологии проекта актуальным является выработка подходов к изучаемому явлению.

В основу учебника легли гендерный и интегративный подходы. Гендерный подход в психологии, сформировавшись на волне феминизма, разводит понятия «пола» и «гендера». Несмотря на существование некоторых разногласий по данному вопросу, наиболее распространенной считается точка зрения о том, что понятие «пол» скорее применимо к биологическому различию между мужчинами и женщинами, а «гендер» — к социокультурному объяснению феноменов маскулинности и феминности.

Интегративная методология В.В. Козлова предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии, что значительно расширяет исследовательские возможности.

Практическими предпосылками актуальности заявленной проблемы являются: сохранность традиционного этнического образа жизни, с ее бытовыми и обрядовыми формами и их активная трансформация, в результате глобализации; определенное «размывание» мужских и женских личностных качеств и большая сохранность традиционного этнического образа жизни и тех семейных устоев, которые поддерживаются выполнением определенных семейно-бытовых, обрядовых и иных форм.

Научная значимость проекта: раскрыта сущность научного понятия «этнические гендерные предубеждения»; выделены основные научно-теоретические подходы к исследуемому явлению, и на их основе предложена классификация гендерных предубеждений; на основе интегративной методологии и гендерного подхода выработана концептуальная теоретико-практическая модель анализа гендерных предубеждений.

Практическая ценность проекта состоит в том, что материалы учебника могут быть использованы:

  1. преподавателями высших учебных заведений в качестве самостоятельной дисциплины или дополнительного материала к курсам: «Культурология», «Философия гендера», «Гендерная социология», «Гендерная психология», «Социальная психология»;
  2. специалистами в области полового воспитания и просвещения детей и молодежи;
  3. педагогами, работающими в условиях современной школы в полиэтническом Казахстане;
  4. в консультативной практике по проблемам половых, национальных или семейных отношений;
  5. в коррекционной деятельности социальных и психологических служб и т.д.

Основное содержание работы.

Во введении описаны предпосылки написания учебника и его структура.

В первой главе учебника «Культур-философские основы проблемы «мужского и женского» заявленная проблема рассматривается с позиций историко-культур-философского анализа.

Рассмотрены и описаны взгляды и идеи философов Древней Индии и Китая, христианства и мусульманства, западных философов (Античность, Средневековье, Новое Время, немецкая классическая философия, философия марксизма, философия феминизма) и российских философов (русская религиозная философия, взгляды русских социал-демократов, современная российская философия).

Во второй главе учебника «Психология гендерных предубеждений» заявленная проблема проанализирована с позиций западной психологии (классический психоанализ и неофрейдизм, экспериментально-психологический подход, когнитивный подход, кросскультурные исследования, «новая психология пола») и российской психологии (психология начала 20 века, советская психология, современная российская социальная психология).

В третьей главе учебника «Исследование гендерных предубеждений» обозначена проблема методов исследования в рамках гендерного подхода, описаны методы исследования гендерных предубеждений (Опросник «Я — мужчина/женщина…» Л.Н. Ожиговой, Модифицированный вариант опросника Л.Н. Ожиговой, Опросник С. Бэм, Модифицированный вариант опросника С. Бэм, Тест Т. Лири, Метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) О.Л. Кустовой, Тест «ЛОКАА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины).

В данной главе также представлены конкретные социально-психологические коррекционные программы (интенсивные интегративные психологические технологии В.В. Козлова, спецкурс-тренинг И.С. Клециной и Е.В. Юрковой, тренинг гендерной идентичности И.Г. Малкиной-Пых, стратегия перехода и работа с мужскими страхами Ф.Д. Карделла).

Каждая глава учебника заканчивается выводами и вопросами для самопроверки.

В учебнике также представлены: список тем курсовых и дипломных работ, глоссарий и список использованной литературы.

Результаты, выводы.

1. Являясь социальным конструктом пола, гендерные предубеждения, как аффективно-поведенческий компонент стереотипа, оценка мужчин и женщин той или иной национальности, возникающей на основе межгрупповых и межличностных взаимодействий и собственного жизненного опыта, возникают в истории философии и культуры как сложный социально-культурный феномен. «Обслуживая» различные формы социального поведения, гендерные предубеждения являются психологическими механизмами регуляции бессознательной и осознанной активности субъекта и оказывают влияние на семейно-бытовую, образовательную и профессиональную сферы жизнедеятельности.

2. В истории культуры и философии сформировались патриархатные (фаллогоцентрические), антифеминистские, андрогинные, эгалитарные, амбивалентные, матриархатные (феминистские) гендерные предубеждения. Анализ, проведенный на основе гендерного подхода, продемонстрировал, что в культуре и философии, существуют как позитивные, так и негативные гендерные предубеждения. К позитивным гендерным предубеждениям можно отнести андрогинные и эгалитарные гендерные предубеждения, а к негативным – патриархатные, антифеминистские и матриархатные гендерные предубеждения. В целом, в истории и философии культуры сложилась традиция маскулинных предубеждений, выражающаяся в демонстрации преимуществ мужчин над женщинами и основанная на использовании неадекватных эталонов сравнения, которые мы назвали традиционными гендерными предубеждениями.

3. Использование интегративного подхода в современных психологических исследованиях может способствовать пересмотру философских методологических оснований с позиций философии гендера, становлению нового взгляда на концепцию человеческой субъективности, способов ее презентации и определения, а также выработке новых подходов к культуре межполовых отношений через призму определенных социальных и исторических аспектов.

4. Являясь порождением культуры и «обслуживая» различные формы социального поведения, гендерные предубеждения являются психологическими механизмами регуляции бессознательной и осознанной активности субъекта и оказывают влияние на семейно-бытовую, образовательную и профессиональную сферы жизнедеятельности.

5. Изменениям в содержании гендерных предубеждений способствует трансформация социокультурной ситуации в обществе. При этом нужно иметь в виду, что гендерные предубеждения могут содержать в себе не только негативные, но также нейтральные и даже положительные характеристики социально-половых групп.

6. Использование современных интегративных интенсивных психологических технологий может способствовать преодолению негативных гендерных предубеждений и дальнейшим изменениям в психике и сознании человека, его продвижению к «потенциальному Я».



Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su