Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Проблемы социальной адаптации, ресоциализации и деформаций развития личности несовершеннолетних» (научно-исследовательский)


Актуальность проблемы.

Тенденции современного общественного развития, сопровождающиеся ломкой социальных стереотипов, бурным ростом культа личной свободы и личного успеха, характерного для западного общества и получившего развитие в России, находят отражение в таких деструктивных проявлениях у молодежи как: противоправное поведение, различного рода аддикции, наркотизация и алкоголизация и т.д. Социальная значимость проблемы требует ее решения не только в аспекте преодоления названных феноменов, но и в исследовании факторов, ведущих к деформациям личности и противоправному поведению, а также к выявлению их детерминант. Одним из таких факторов является отсутствие способности личности к самореализации, самосовершенствованию.

Научная и практическая значимость проблемы.

Несмотря на возрастающий научный и практический интерес к проблемам возникновения готовности личности к самореализации в психологии до сих пор не существует обобщённой теории, или концепции, раскрывающей сущность категориального аппарата и объясняющей многообразные проявления личностных деформаций, равно как и факторов, влияющих на их возникновение. Еще менее разработанной представляется проблема сущности, структуры и становления готовности личности к самореализации в возрастном аспекте. Подобные проблемы возникают и при решении практических задач, связанных с разработкой рекомендаций по организации взаимодействия педагога и психолога с личностью, склонной к тем, или иным видам девиантного поведения, организации «психологической интервенции» отклоняющегося поведения, или с выбором стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах девиации — делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения.

Получение новых результатов.

  • Разработка системно-функциональной модели генезиса готовности личности к самореализации, описание её содержательных характеристик и определение основных функций;
  • Теоретическое и экспериментальное обоснование психологических механизмов возникновения деформаций готовности личности к самореализации, особенностей их детерминации, типов деформаций в различных видах отклоняющегося поведения.
  • Определение и обоснование основных направлений формирования готовности личности к самореализации и прогнозирования возникновения ее деформаций в том, или ином виде отклоняющегося поведения в контексте программы и методики экспертной оценки личностных деформаций в различных видах отклоняющегося поведения в возрастном аспекте (период детства — от рождения до 17 лет).
  • Разработка модели и открытие Центра сопровождения несовершеннолетних с различными видами девиаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа; описание «рисков» ее внедрения; формулирование адресных задач, реализация которых предусматривает построение и функционирование данного Центра в ХМАО-Югре.

В процессе выполнения поисковой научно-исследовательской работы соблюдаются следующие требования:

  • следование законодательно-правовым актам и нормативным документам, регламентирующим деятельность по проведению поисковой научно-исследовательской работы;
  • «экологическая валидность», то есть соответствием данных исследования реальному поведению человека в той или иной ситуации.
  • Следование этическим принципам психологического исследования.
  • Определение экспериментальной базы исследования: реализация задач поисковой научно-исследовательской работы в рамках действующих договоров о взаимном сотрудничестве и заключение новых договоров:
    • со школами
    • с СИЗО
    • со школами закрытого типа
    • с комитетом по делам несовершеннолетних.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Дмитрием Медведевым, основной задачей современной школы считает, «раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». В настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка. Наличие деструктивных проблем, проблем социальной адаптации, ресоциализации и деформаций развития личности несовершеннолетних, не только мешает гармоничному развитию ребенка, но и часто ограничивает его образовательные возможности, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития. Следовательно, мы имеем дело с реально существующим социальным запросом (в частности в ХМАО-Югра) который, как и вся система образования и социального обеспечения несовершеннолетних, нуждается в конструктивной помощи и качественном сопровождении. Забота о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любой социальной системы. Данная поисковая научная исследовательская работа представляет собой ответ науки и практики на требования общества и дает гарантию сопровождения и поддержку любому ребенку.

Научные результаты.

Форма представления результатов:

  • 3 монографии;
  • 1 коллективная монография;
  • 15 тезисов в трудах международной или всероссийской конференции;
  • 10 статей, опубликованных в журналах ВАК или зарубежных журналах;
  • Модель формирования готовности личности к самореализации;
  • Создание Центра сопровождения несовершеннолетних с различными видами девиаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа
  • научно-образовательные курсы (Программы переподготовки и курсов повышения квалификации)
  • Рекомендации по содержанию и организации работы с девиантными несовершеннолетними в учреждениях различного типа
  • Социальные проекты: по социализации несовершеннолетних, состоящих на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Нижневартовска ХМАО-Югры.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 68 читателей

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su