Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Дети с ОВЗ: новые возможности» (комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего вида)


Автор:
Захаренкова Светлана Николаевна
Железногорск, Красноярский край

Актуальность, научная и практическая значимость.

МКДОУ №72 «Дельфиненок» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (речевой патологией разной степени выраженности, задержанным психическим развитием, интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными нарушениями). Данная категория воспитанников имеет временные или постоянные отклонения в психофизическом развитии и нуждается в создании специальных условий воспитания и обучения. Исходя из концепции развития детского сада — модернизации системы коррекционно-воспитательной работы, — определила основную цель своей профессиональной деятельности — создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного детства, компенсация и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем, подготовка к жизни в современном обществе.

В рамках достижения поставленной цели разработала программу психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность, научная и практическая значимость программы обусловлены увеличением количества детей с ОВЗ, усложнением структуры дефекта, с одной стороны, и необходимостью разработки инновационных коррекционных подходов, позволяющих добиться лучших результатов, с другой.

Цели программы.

Цель программы — организация психокоррекционной работы, направленной на психофизическое развитие ребёнка с ОВЗ, гармонизацию личности и профилактику возможных трудностей.

При составлении программы руководствовалась законами и законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах человека и Конвенцией о правах ребенка, инструктивными письмами Минобразования, общеобразовательной программой дошкольного учреждения на основе федеральных государственных требований.

Содержание проекта.

Программа состоит из следующих блоков

I блок. Задачи: формирование базовых составляющих психической деятельности, пространственных и пространственно-временных представлений.

Для реализации поставленной задачи мною разработана и внедрена в практику авторская коррекционно-развивающая программа «Формирование пространственных и пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ». Программа рецензирована на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

Недостаточная сформированность пространственных и пространственно-временных представлений в дальнейшем сказывается на формировании грамотной связной речи, навыков чтения и письма, способности решения интеллектуальных задач.

Программа включает 4 основных этапа. Структура заданий от этапа к этапу усложняется — от наиболее простых (топологических, координатных, метрических) до лингвистических пред­ставлений (пространство языка). Каждый этап разделен на несколько тем, представляющих работу на раз­личных уровнях (пространство собственного тела, расположение объектов по отношению к собственному телу, взаимоотношение внешних объектов меж­ду собой, лингвистическое пространство, включая временные представления) с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений. Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепле­ния каждого этапа, и только в этом случае допускается переход к следующе­му этапу программы. Каждый этап включает серии разнообразных заданий и упражнений.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Оценка результатов усвоения программы «Формирование пространственных и пространственно-временных представлений»

Этапы

I этап. Уровень пространства собственного тела

II–III этап. Анализ расположения объектов в пространстве

IV этап. Словесное обозначение пространственно-временных категорий

Период 2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010 2011 2012
Дети с ОНР 77,8% 80% 82% 67,7% 69% 71% 54,8% 56,2% 57,5%
Дети с ЗПР 66% 66,7% 68% 56,2% 56,8% 57% 38,2% 39% 40,5%

II блок. Задача — организация индивидуального коррекционного обучения: коррекция и развитие высших психических функций детей с ОВЗ с учетом индивидуально-компенсаторных возможностей.

В системе комплексного психолого–медико–педагогического сопровождения МКДОУ разрабатываю индивидуально–коррекционные программы на каждого ребёнка, отнесённого к «группе риска». Подбираются игры и упражнения, направленные на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Каждые три месяца провожу дальнейшую корректировку программы, отслеживаю динамику.

Проводимая работа позволяет достигать положительной динамики в психическом развитии детей с ОВЗ.

Мониторинг индивидуального коррекционного обучения 2009–2012 гг.

Период 2009-2010 2010-2011 2011-2012

Количество детей «группы риска»

18

23

17

Выведено из режима сопровождения

8

12

11

Результаты в %

44,4%

56%

60%

III блок. Задачи: формирование психологического здоровья, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, психокоррекция преневротических нарушений, выработка навыков произвольной и эмоциональной устойчивости, формирование адаптивных форм поведения.

Психологическую коррекцию осуществляю в рамках клинико-психолого-педагогического подхода в комплексе с педагогической коррекцией и медикаментозной терапией. Использую игровые методы психокоррекции, здоровьесберегающие технологии, психорегулирующие тренировки, развивающие и коммуникативные игры, игры-драматизации, психогимнастические и телесно ориентированные упражнения, поведенческий тренинг. Результаты проводимой работы показывают, что у детей значительно снижаются негативные эмоциональные состояния, формируются навыки доброжелательного поведения.

IV блок. Формирование адекватных родительских установок на психологические проблемы ребенка.

V блок. Сопровождение профессионального развития педагогов:

  • приобретение психологических знаний,
  • формирование психологических установок на личностное преобразование,
  • совместное проектирование с педагогами коррекционно-образовательных программ.

Результаты и выводы.

Реализуя программу в течение десяти лет, могу отметить положительные результаты: часть дошкольников после комплексной коррекции приближаются к нормативному развитию и поступают в общеобразовательные учреждения. Это даёт детям с ОВЗ новые возможности социализации и личностного роста. Так, по итогам 2012 года с троих из десяти детей был снят диагноз «задержанное психическое развитие». Около 25% детей с речевыми нарушениями успешно обучаются в лицеях и гимназиях города.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su