Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Подвесной мост» (авторская программа учреждения начального профессионального образования)


Основные направления работы программы

1. Предоставление полной информации о вреде курения, алкоголя, ПАВ на организм человека.

2. Показ механизмов влияния рекламы сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения, алкоголизма.

3. Проведения исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением, алкоголизма.

4. Моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредных привычек.

5. Проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков.

Описание

Данный проект отличается от обычных программ широким разнообразием методического оснащения, гибкостью и длительностью применения. Ключевыми моментами нашего проекта являются: предоставление полной информации о вреде курения, алкоголя, химических веществ на организм человека; показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения, алкоголя; проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением, алкоголизмом, приемом химических веществ; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредных привычек; проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков, также в профилактическом проекте программы для подростков предпочтение отдано интерактивным способам работы: моделированию ситуации, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи, информ-дайджестом и т.п. Также включена работа с родителями, соответствующая тематике проекта программы, что создает возможность внутрисемейных обсуждений, усиливает защитные факторы среди подростков путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо, уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания в семье.

Актуальность

В настоящее время наркомания одна из серьезных проблем  нашего общества. Особую тревогу вызывает увеличение числа потребителей психоактивных веществ среди подростков и молодежи. Сегодня, когда социально-экономическая ситуация в стране напряжена и предъявляет повышенные требования ко всем членам общества, именно дети и подростки оказываются самой уязвимой,  подверженной  стрессам группой  населения. У подростков и молодежи  утрачивается ощущение смысла происходящего и в то же время еще не приобретены определенные жизненные навыки, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и здоровый жизненный стиль. Это толкает молодых людей к выбору таких патологических форм совладения  с социально – стрессовой реальностью, как алкоголизация, наркотизация, табакокурение и ЗППП.

Цель проекта

- помощь в решении личностных и социальных проблем;

- помощь подросткам в их собственной ментальной борьбе по осознанию ответственности за выбор здорового образа жизни;

- создание доверительной и безопасной атмосферы, для того чтобы подростки не боялись обращаться за помощью к взрослым;

- адаптация подростков в социуме;

- формирование нравственных качеств подростков.

Аудитория

Проект программы предназначен для подростков от 15 до 17 лет.

Задачи проекта

- дать подросткам объективную  информацию о действии химических веществ, алкоголя, табака на организм, профилактике различных заболеваний;

- вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;

- изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение;

- воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимых действий; 

- дать возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.

Эффективность проекта

Предполагаемые результаты достижения цели с указанием методов (оценки) результатов.

- уменьшение факторов риска приводящих к злоупотреблению ПАВ, алкоголя в подростковой среде;

- формирование у подростков нравственных качеств, чувство симпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Содержание работы

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Характер отношения к курению подростков изучался после того, как подростки закончили курс «Профилактика курения». Профилактика курения в нашем лицее начинается с оценки понимания молодежью социально-психологических и физиологических последствий курения.

Всего в исследовании принимали участие 284 человека (126 человек девушки и юношей – 158, в возрасте от 16 до 17 лет, причем 42 человека курящие и 84 некурящие девушки, 131 курящие, 27 некурящих юношей). Большинство (в диапазоне от 52 % до 72 %) опрошенных подростков отметили, что самым значимым последствием курения для здоровья и личности сверстников является появления зависимости. Следует отметить, что подростки не различают, какая это зависимость, психологическая или физиологическая. Соответственно, они не понимают, что люди могут быть зависимым от курения и психологически, и физиологически. Курящие испытуемые, независимо от половой принадлежности, чаще отмечали появление такой зависимости, чем некурящие. Наиболее часто на это указывали курящие девушки и юноши. Настораживает тот факт, что значительная часть опрошенных подростков (от 4 % до 23 %) не смогли назвать каких-либо последствий курения для личности и для организма человека. Чаще это наблюдается среди некурящих подростков. В целом можно отметить, что большинство подростков осознают вредные последствия курения для личности (привычка, зависимость и для организма смертельное заболевание), но осознание этого носит поверхностный характер. Интерес представляют данные о перечне обстоятельств, которые мешают прекращению курения в молодежной среде. Подростки отметили следующие обстоятельства которые мешают их сверстникам бросить курить:

Перечень обстоятельств, затрудняющих с точки зрения подростков прекращения курения сверстниками (в процентах)
 
Самым сильным обстоятельством, осложняющим отказ от курения, испытуемые отметили «влияние окружающих». Чаще всего на это указывали девушки. Вторым по значимости показателем, осложняющим сверстникам отказаться от курения, по мнению испытуемых является «зависимость от курения». Это отмечают курящие и некурящие девушки и юноши.

Очень значительный процент подростков не смогли назвать обстоятельства мешающих бросить курить (от 5,1 % до 38 %). Можно сделать вывод, что подростки в своем большинстве знают обстоятельства, которые мешают сверстникам и им бросить курить. Но эти обстоятельства увязываются с причинами физиологического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самих молодых людей (слабоволие, неумение психологически грамотно решать личные проблемы и т.п.). Эти данные говорят о том, что в системе профилактических занятий особое внимание необходимо уделять вопросам формирования личностных качеств (повышению самооценки, умению принимать ответственные решения).

Тематическое планирование

Тематическое планирование. Часть 1

Тематическое планирование. Часть 2

Тематическое планирование. Часть 3

Тест «Волевой ли вы человек?»

Предлагаем определить, какая у вас воля. Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью (можно использовать три варианта ответа: «да», «иногда случается», (или «нет», «не знаю», «затрудняюсь ответить»; «нет»):

1. В состоянии ли завершить работу, которая вам неинтересна?
2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в лицее или дома, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
4. Если сверстники предложат вам попробовать покурить, сможете ли вы им отказать?
5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что вы видели?
7. Быстро ли вы выполняете обещание?
8. Если у вас вызывает страх посещение зубного врача, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь с друзьями куда-либо?    
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятые в библиотеке книги?
14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение домашнего задания?
15. Сможете ли вы  прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались обращенные к вам слова?

Анкета «Как я бросил курить»

1. Назовите день, месяц, год последней выкуренной Вами сигареты
2. Назовите марку сигарет, которую Вы предпочитали курить перед тем, как бросили
3. Расскажите Вашу поучительную историю о том, как Вы бросили курить (10-15 предложений)
4. Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение молодежи к курению?
5. Как Вам удается в настоящее время избегать курения? (расскажите подробно о приемах, уловках, фразах, словах и т.п., применяемых Вами)
6. Снятся ли Вам ситуации, связанные с курением? (часто, редко, никогда).  пишите одну из них.
7. Что Вы получили для себя, отказавшись от курения? Опишите Ваши ощущения, переживания, выгоду и т.п.
8. Как Вы относитесь к курящим сверстникам?
9. Как Вы думаете, Ваш (а) будущий (ая) супруг (а) будет курящим (ая)? (да, нет, не знаю)
10. Что Вы посоветуете курящему сверстнику?
11. Появились ли у Вас новые увлечения, привычки после отказа от курения? (да, нет, не знаю). Если да, то какие?
12. Изменились ли Ваши взаимоотношения с курящими друзьями? (да, нет, не знаю). Если да, то каким образом?
13. Улучшилось ли Ваше состояние здоровья после отказа от курения? (да, нет, не знаю). Если да, то каким образом и что конкретно?
14. Какой бы Вы задали себе вопрос?

Анкета для родителей «Курение и дети»

1. Как вы относитесь к курению вообще? (осуждаю, безразлично, приветствую)
2. Как Вы считаете курит ли ваш ребенок? (да, сомневаюсь, нет)
3. Назовите 2-3 признака курения Вашего (или другого) ребенка
4. Кто курит в Вашей семье? (никто не курит, я курю, муж (жена) курит, старший сын, старшая дочь)
5. Опишите, как происходит, по вашему мнению, приобщение подростка к курению?
6. Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?
7. Как Вы думаете, что могло бы заставить Вашего ребенка начать курить?
8. Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения?
9. Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в лицее?
10. Что необходимо предпринять, чтобы дети, подростки и молодые люди не начинали курить?

Физиологические последствия отвыкания от курения

Физиологические последствия отвыкания от курения

Анкета «Портрет курильщика»

Этот опрос поможет вам и вашей команде узнать основные характеристики курильщика. Действительно ли курящие люди сильно отличаются от некурящих? Опросите как можно больше людей, особенно подростков, и заполните соответствующие графы анкеты их ответами. Начните с вопроса: «Не возражаете ли вы, если мы поговорим о курении?». Если ответ положительный, поинтересуйтесь, не отвечал ли уже ваш респондент на подобные вопросы. Объясните, что ваша  группа занимается исследованием проблем курения, и вы нуждаетесь в помощи респондента. Сообщите опрашиваемому, что опрос проводится анонимно, и он вправе отказаться отвечать.

1. Вы курите?
а) да;
б) нет.

Если вы курите, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

2. Когда вы выкурили первую сигарету?
а) до 14 лет;
б) к 18 годам;
в) после 21 года.

3. Почему вы начали курить?
а) потому что ваши друзья курили;
б) потому что ваши родители (или один из них) курили;
в) потому что курил ваш старший брат или сестра;
г) для того, чтобы изменить свой имидж;
д) чтобы выглядеть старше;
е) другое.

4. Сколько сигарет вы выкуривали вначале?
а) менее 10 сигарет в день;
б) около пачки в день;
в) больше пачки в день.

5. Сколько вы выкуриваете сейчас?
а) менее 10 сигарет в день;
б) около пачки в день;
в) более пачки, но менее двух в день;
г) две пачки и более в день.

6. Большинство ваших друзей курит?
а) да;   б) нет.

7. Курит ли ваш друг (подруга) или супруг (супруга)?
а) да;   б) нет.

8. Как бы вы оценили свою успеваемость? (Вопрос задается только подросткам)
а) выше средней;
б) средняя;
в) ниже средней.

9. Вы работаете? (Вопрос задается только подросткам)
а) да;   б) нет.

10. Собираетесь ли вы продолжить ваше образование? (Вопрос задается только подросткам)
а) да;   б) нет.

11. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?
а) да;   б) нет.

12. Если «да», то сколько раз?
а) два раза;
б) от трех до пяти раз;
в) более пяти раз.

13. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
а) да;   б) нет.

14. Если бы вы знали о курении все, что знаете сейчас до того, как пристрастились к сигарете, начали бы вы курить?
а) да;   б) нет.

15. Хотели бы вы быть некурящим, если бы бросить курить было не так трудно?
а) да;   б) нет.       

Тест «Почему вы курите?»

Чтобы узнать, почему вы курите, надо дать ответ на каждый вопрос, обводя кружком цифру в таблице в соответствующей колонке. Если ваш ответ полностью совпадает с утверждением, получаете 5 баллов, полностью не совпадает – 1 балл. Остальные оценки промежуточные. 

Тест «Почему вы курите?»

Лисюкова Галина Владимировна - педагог-психолог II квалификационной категории, педагогический стаж работы 21 год. Участник подготовки социального проекта республиканского этапа III Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» в номинации «Молодое поколение на благо общества» 2005 год, ноябрь. Участник в национальной образовательной программе «интеллектуально-творческий потенциал России» в номинациях «Как стать великим и выдающимся», «Психология» (г. Обнинск, октябрь 2006 г.). Участник V открытой городской юношеской научно-исследовательской конференции имени С.С. Молодцова (г. Нижнекамск, февраль 2007г.)


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su