Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Ракушка» (программа клуба для девочек-подростков с осложненным поведением)


Программа предназначена для работы с девочками, девушками младшего и среднего подросткового возраста (ориентировочно от 10 до 17 лет) в системе психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении.

Известно, что в подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У детей с трудностями в развитии все эти проблемы проявляются гораздо острее.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает наш опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к детям-сиротам, но и к детям из неблагополучных семей. Большой процент таких детей оказываются в нашем социально-реабилитационном центре.

Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях девочки не только получают знания о том, как общаться, но и получают представление о семейных традициях, о выборе профессии. Большое значение придается практическим занятиям, где девочки могут попробовать себя в роли матери, хозяйки (составляют меню, пеленают «ребенка», сервируют стол, готовят несложные блюда); делают первые шаги в выборе профессии (составляют жизненные планы, примеряют на себя разные профессиональные роли; учатся писать резюме и проходить собеседование).

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, а также творческому самовыражению.

Именно неформальная обстановка клубных занятий помогает ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.

Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует участникам группы. В нашем случае занятия ведет психолог, который хорошо знает девочек-подростков. Девочки также хорошо знают психолога по психологическим занятиям, тренингам, которые он проводит начиная с момента поступления ребенка в СРЦ.

Сегодня существует немало программ и тренингов для подростков. Анализируя содержание различных программ для младших подростков, мы пришли к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Поэтому мы включили в занятия методики по выработке у подростков элементарных правил вежливости. Через ролевое проигрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.

На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию. В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).

Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Цели и задачи.

Цель программы: развитие социально-адаптивных возможностей девочек-подростков через участие в детском объединении.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • развитие социального интеллекта (понимание поступков и действий другого человека, вербальной и невербальной экспрессии)
  • развитие познавательных интересов;
  • активизация творческих способностей;
  • личностный рост и развитие в широком плане;
  • расширение ролевого репертуара.

Реализация проекта.

Условия реализации программы:

  • Количество детей в группе - от 7 до 15 человек
  • Формы занятий – групповые, внутри самого занятия могут быть разные формы: группа, микрогруппа (команда), амфитеатр, «каруселька», пары, индивидуальная работа.
  • Материально-техническое оснащение – большая тренинговая комната, желательно мягкое половое покрытие (ковер), необходимое количество стульев, 2 – 3 стола, компьютер, проектор.
  • Режим занятий – 1 раз в неделю по 1,5–2 часа.

Традиции и ритуалы:

  • перед каждым занятием готовятся билеты-приглашения в двух цветах (это поможет при необходимости разделить группу на две команды);
  • к каждому занятию готовится слайд-презентация на определенную тему (это помогает участникам настроиться на занятие, познакомиться с некоторыми понятиями, определиться с целью занятия);
  • на каждом занятии все участники обязательно получают в подарок маленькую ракушку;
  • ритуал приветствия: в начале каждого занятия ведущие и участники озвучивают имя (настоящее или придуманное) и прикрепляют бейджик с этим именем на одежду;
  • чаепитие с домашней выпечкой в конце занятия;
  • знакомство новых участниц с правилами и задачами клуба;
  • рефлексия с помощью большой ракушки (участницы говорят и передают ракушку по кругу).

Результаты.

К полученным знаниям, умениям и навыкам в процессе занятий в клубе «Ракушка», можно отнести следующее:

  • развитие навыков общения, сотрудничества, внимательного отношения к себе и другим;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
  • формирование навыков сотрудничества; развитие эмпатии; расширение кругозора, словарного запаса;
  • формирование представлений о выборе профессии;
  • формирование жизненных целей;
  • формирование способов саморегуляции в стрессовых ситуациях;
  • умение приводить конфликтные ситуации к позитивному разрешению;
  • знакомство с правилами этикета, расширение ролевого репертуара;
  • усвоение знаний о нормах здоровой семейной жизни; развитие личной ответственности за свою семью;
  • создание позитивного отношения к роли хозяйки дома; формирование навыков и умений по кулинарии, ведению хозяйства;
  • умения и навыки в саморазвитии, принятия себя и изменений в себе;
  • развитие творческого потенциала и осознание своей уникальности.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su