Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Волшебная страна» (программа развития навыков конструктивного общения в младшем школьном возрасте)


Авторы:
Симонова Ольга Владимировна
Куйбышев Новосибирской области
Бибикова Наталья Геннадьевна
Куйбышев Новосибирской области

Актуальность.

В настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия, ролевого поведения, умения слышать и слушать другого, работать совместно, сотрудничать, существует актуальный запрос педагогов, классных руководителей по поводу проявления агрессивно-конкурирующего поведения, слабой саморегуляции поведения у учащихся начальной школы.

Данная программа является программой дополнительного образования по типу психологической (развивающая). Программа разработана для решения востребованной в ОУ проблемы обеспечения психологического комфорта в классах, минимизации риска школьной дезадаптации. Отдельные элементы программы отрабатывались начиная с 2010 года, в 2012 году был реализован представленный проект.

Программа нацелена на работу с младшими школьниками с несформированным регуляторным компонентом поведения.

Противопоказанием к использованию данной программы является наличие у учащегося нарушений опорно-двигательного аппарата, так как используются активные игры, упражнения, а также наличие высокого уровня конфликтности, доминирования агрессивных форм поведения у личности, в этом случае требуется предварительная индивидуальная работа с учащимся.

При составлении авторской программы «Волшебная страна» использовались отдельные метафорические сказки, упражнения, предложенные Н. Соловьёвой и О. Силиной.

Время реализации программы: в течение второй-третьей учебной четверти с учащимися 2-3 класса.

Форма реализации программы: групповая.

Количество занятий — 22. Занятия проводятся еженедельно (два раза в неделю), продолжительность занятий 45 минут.

Место данной программы в воспитательно-образовательном процессе закреплено учебным планом ОУ на текущий учебный год. В поддержку эффективной реализации программы проводились родительские собрания, классные часы, отвечающие по тематике целевой направленности программы (родительский лекторий «В фокусе внимания: второклассник», родительское собрание «Агрессивное поведение: причины возникновения и способы коррекции», родительское собрание «Развитие навыков саморегуляции и планирования у младшего школьника», классный час «Как Кис и Тяф стали друзьями»).

При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:

  • принцип системности;
  • принцип научности;
  • принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • комплексности методов психологического воздействия;
  • учёта объема и степени разнообразия материала;
  • учёта эмоциональной сложности материала.

Цели и задачи.

Цель данной программы — развитие навыков конструктивного общения, отработка эффективной коммуникационной модели поведения.

Задачи:

  • предоставление возможности самораскрытия, презентирования себя участниками группы в психологически безопасных условиях;
  • отработка навыков конструктивного взаимодействия;
  • формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в классе;
  • оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие чувства принадлежности к группе;
  • развитие рефлексии участников.

Ожидаемые результаты: при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться стабильно благоприятный микроклимат в классном коллективе, минимизация риска возникновения конфликтных ситуаций, а также демонстрация участниками группы конструктивной модели поведения.

Оценка результативности программы: динамическое наблюдение, лист наблюдений на начало и конец занятий, диагностическая составляющая ряда заданий основной части занятий программы.

Критериями эффективности служат общие характеристики взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми:

  • коммуникативная активность (количественная сторона коммуникации);
  • коммуникативная адекватность (качественная сторона коммуникации);
  • сформированность коммуникативных навыков (широта репертуара способов взаимодействия/стереотипность, малая модулированность коммуникативных ответов, поведения)
  • конфликтность (аффективный статус взаимодействия).

Содержание программы.

Программа состоит из четырёх содержательных этапов:

Этап первый «Жители Волшебной страны»через ситуацию создания макета «Волшебной страны» настроить участников на совместную деятельность, а также реализация возможности личности в психологически безопасном пространстве представить группе информацию о себе.

Этап второй «Мы — разные»этап является переходным, на этом этапе даётся возможность осознать факт взаимодействия с другими людьми, также имеющими свои границы, мнение, привычки, вкусы.

Этап третий «Каждому своё»здесь продолжает реализовываться включение личности в группу в контексте определения психологической ниши ученика, осуществляется работа над моделью внутригруппового взаимодействия, основанная на индивидуальных характеристиках детей.

Этап четвёртый «Давай дружить со всеми»завершающий этап; закрепляется мотивация на совместную конструктивную деятельность, поддерживается осознание необходимости конструктивного общения, осуществляется интеграция полученных знаний и навыков.

Тематический план:

Название этапа

Количество часов

Форма

Методы, средства

«Жители Волшебной страны»

10

Групповая

упражнения, игры,  метафорическая сказка, творческие задания

«Мы — разные»

4

Групповая

упражнения, игры, метафорическая сказка, групповая дискуссия, методы символического самовыражения

«Каждому своё»

4

Групповая

упражнения, игры, метафорическая сказка, групповая дискуссия, методы символического самовыражения

«Давай дружить со всеми»

4

Групповая

упражнения, игры, метафорическая сказка, групповая дискуссия, методы символического самовыражения

 

Организационно-методические условия:

Все занятия имеют чёткую структурную схему:

  1. Разминка
  2. Основная часть (работа со сказкой)
  3. Рефлексия по занятию/обсуждение
  4. Ритуал прощания

Место проведения занятий: отдельное помещение, комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли свободно поместиться все участники, кроме круга из стульев, было ещё свободное место для подвижных игр и упражнений, наличие 2 столов, макета «Волшебной страны» для выполнения практических заданий.

Основная концептуальная идея программы — самопознание, личностное развитие, новые формы взаимодействия с другими через использование проектной технологии — СО-ЗДАНИЕ  участниками группы макета Волшебной страны со своими жителями, возможностью ходить в гости, преодолевать препятствия, мечтать, познавать и т.д.. Уже первое занятие настраивает на «волшебство общения» — попасть в Волшебную страну можно только при определённом условии — убедительно назвать причину, по которой хочется стать «жителем» этой станы и тогда…

У нас — Волшебная страна!
Мы принимаем Вас, друзья!

Использование проектной технологии на протяжении всей программы позволяет решить ряд важных задач: 1) вовлечь ребят в процесс создания, сотворчества, соавторства; 2) повысить эффективность программы (учитывая её небольшой срок реализации), создавая дополнительные ситуации для различного рода взаимодействия и опыта их разрешения, причём проблемные ситуации намеренно инициируются педагогом-психологом.

Требования к исполнителю программы (исполнителем является педагог-психолог):

  • опыт работы в тренинговой группе с учащимися младшего школьного возраста;
  • мобильность, гибкость, развитые коммуникативные способности, эмпатийность ведущего;
  • наличие хорошего контакта, позиции сотрудничества педагога-психолога с классным руководителем.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su