Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребенка» (долгосрочный проект)


Актуальность, практическая значимость.

Перед молодыми семьями, проживающими в закрытом военном гарнизоне, на первое место выходит проблема нехватки мест в детских садах. А учитывая удаленность от крупного населенного пункта, ограниченность круга общения самих родителей, отсутствие рядом близких родственников, готовых оказать помощь и поддержку, возможности развития ребенка раннего возраста оказываются резко ограниченными, а адаптация детей, поступающих в дошкольное учреждение, протекает болезненно.

В связи с этим возникла необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста, в том числе, с ОВЗ. Это стало возможным, благодаря открытию на базе детского сада Центра игровой поддержки ребенка. Внедрение подобной вариативной модели в образовательный процесс ДОУ помогает скоординировать действия всех сотрудников учреждения и обеспечить преемственность в работе с целью безболезненного вхождения ребенка в новые социальные условия.

Основные этапы работы над проектом.

Данный проект реализовывался с 2009 г. в двух образовательных учреждениях города — МБДОУ №1 и МБДОУ №6. В период 2009–2012 гг. опыт по работе над данным проектом публиковался в различных изданиях. Но лишь сейчас можно систематизировать и обобщить его полностью.

1 этап. Участие в создании образовательной программы «Карапузики» (рецензирована в МОИПКРОиК доцентом кафедры дошкольного образования Е.Ю. Шеметой 04.05.2010) и образовательной программы «Аистенок» (рецензирована в МОИПКРОиК заведующей кафедрой дошкольного и начального образования, к.п.н., доцентом О.В. Малаховой): 2009–2010 гг.

2 этап. Разработка дополнений в части, касающейся диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога: 2010–2011 гг.

3 этап. Реализация программ, анализ результативности: 2010–2012 гг.

Цели и задачи.

Цель проекта — обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка и родителей во время посещения ЦИПР.

Задачи:

  • Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
  • Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
  • Формирование у детей умения общения со сверстниками.
  • Развитие различных видов детской деятельности.

Изучение родительских запросов выявило необходимость организации работы в двух направлениях:

  1. Обучение и консультирование родителей (беседы, консультации, анкетирование, тренинговые занятия).
  2. Обучение детей (игры, игровые упражнения, игровые сеансы, праздники и развлечения, организация различных видов детской деятельности)

В каждом из этих направлений задача педагога-психолога — обеспечить психолого-педагогическое сопровождение своевременной диагностической и коррекционно-развивающей работой.

Диагностическая работа включает в себя: анкетирование родителей в начале и конце учебного года, наблюдение и анализ процесса адаптации малышей, диагностика их уровня развития, составление прогноза дальнейшей адаптации к ДОУ.

Профилактическая, консультативная и тренинговая работа с родителями строится в соответствии с их запросами. Кроме этого организуются совместные мероприятия: праздники, недели семейного творчества, празднование дня рождения каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с детьми строится, исходя из результатов диагностики, и включает в себя индивидуальную работу и подгрупповые игровые сеансы, которые проводятся 1 раз в неделю с октября по май, в дополнение к работе воспитателя ЦИПР (комплекс состоит из 34 игровых сеансов). Структура традиционная: приветствие, разминка, игры в кругу, совместная деятельность, прощание. Но при этом игровые сеансы имеют отличительные особенности: присутствует знакомый детям герой, а обязательным результатом каждого сеанса является совместно созданная родителем и ребенком работа. Данный вид деятельности укрепляет связь родитель-ребенок, развивает все психические процессы малыша, а так же оказывает помощь в дальнейшей его подготовке детскому саду.

В конце учебного года проходят выпускные утренники для малышей по мотивам известных сказок, с использованием драматизации, сюрпризных моментов. Каждому ребенку мы вручаем выпускные альбомы с личными детскими работами и фотографиями, памятными подарками.

Результаты, выводы.

В результате специально организованной психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста в условиях ЦИПР повышается родительская компетентность в вопросах развития и воспитания малыша, формируется умение уважать его желания и возможности; наблюдается положительная динамика в развитии детей, происходит безболезненная адаптация к условиям детского сада.

Благодаря преемственности в работе (дети, посещающие ЦИПР в нашем учреждении, попадают в группы нашего ДОУ) практически все дети, посещающие ЦИПР в течение 1-2 лет быстрее адаптируются к условиям ДОУ, что проявляется в хорошем эмоциональном настрое и высокой познавательной активности. Воспитатели групп раннего возраста отмечают у детей умение слушать взрослого и выполнять предлагаемые игровые задания, большой пассивный словарь и достаточно высокую речевую активность; самостоятельность, проявление активного участия в совместных играх со взрослым и детьми.

ЦИПР — это возможность эффективной стимуляции речевого и умственного развития малыша, активного исследования окружающего мира, и формирования к нему чувства безопасности и доверия, это — безболезненная адаптация к детскому саду. Для родителей — это уникальная возможность стать частью системы дошкольного воспитания, принять активное участие в жизни детского сада. Для педагогов ДОУ — это возможность повысить престиж учреждения в глазах родителей, построить с ними доверительные отношения.

В декабре 2012 года опыт работы был представлен для участия в областном конкурсе «Детский сад года Мурманской области-2012» и наш детский сад стал победителем в номинации «Лучший опыт по внедрению вариативных форм дошкольного образования».

Дальнейшее развитие проекта: обеспечение психолого-педагогического сопровождения на этапе перехода от ЦИПР к группам кратковременного пребывания и в дальнейшем — к ДОУ, а так же — сопровождение будущих мам.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su