Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Эмоциональное выгорание педагогов. Диагностика. Профилактика» (научно-методическое пособие)


Профессиональная деятельность педагогов имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Одним из частных негативных проявлений у педагогов является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром «эмоционального выгорания».

Научно-методическое пособие посвящено изучению и анализу феномена «эмоциональное выгорание педагогов». В пособии изложены ключевые понятия этого синдрома (определение, структура, механизмы, симптоматика и факторы, детерминирующие его), приведены результаты отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме. В работе включены исследования педагогов школ, лицеев, гимназий, дан глубокий анализ причин и факторов выгорания.

Проведённые исследования по этой проблеме дают определённую информацию для дальнейшей работы по профилактике этого синдрома с педагогами. Отработанная программа профилактики, данная в пособии, дала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов школ г. Екатеринбурга.

Издание адресовано научным работникам, практическим психологам, работающим с педагогами, социальным работникам, руководителям учебных и воспитательных заведений, менеджерам по развитию персонала, студентам специализированных вузов, а также всем представителям социальных профессий.

В связи с социально-экономическими изменениями в обществе происходит изменение отношения людей к работе. Люди теряют уверенность в гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную работу с хорошим заработком, нарастают явления специализации, механизации. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий — учителей, медицинских работников. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще выявляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте.

Потребность людей в технических, научных и эстетических знаниях, повышение престижа образования, необходимость занятий физической культурой, спортом, музыкой — все это реализуется огромным отрядом преподавателей, тренеров, мастеров производственного обучения — теми, кто по характеру своей деятельности может быть назван учителем.

Педагогическая профессия ответственна, сложна, но и увлекательна. Огромна общественная значимость учительского труда, поскольку в руках учителя судьба поколений. Велико социальное значение учительской деятельности, связанной с формированием общественного сознания, культурного наследия, настроений и потребностей людей. Поэтому очень высокими должны быть требования к личности учителя.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Наиболее глубокие негативные поражения личности свойственны профессиям типа «человек-человек», а педагоги являются основными представителями их типа.

Проблема эмоциональной устойчивости учителя является одной из наиболее актуальных научно-практических проблем. Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность педагога вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов (в процентном отношении к другим профессиям) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями (Л.А.Китаев-Смык, 1983; Р.О.Серебрякова, 1987 и др.). Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемой кроме прочих учителями.

Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряжённых (в психологическом плане) видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов.

В пространстве профессиональной деятельности учитель проявляет лишь свои сугубо субъективные качества — специальные способности и знания. Личностные же свойства он может проявлять вне деятельности, но в определённой ситуации они могут проявиться и в профессиональной деятельности.

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств.

Профессиональная деятельность педагогов имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Одним из частных негативных проявлений у педагогов является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром «эмоционального выгорания». Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов (Freudenberger, 1974, К.Маслач,1982, Т.В.Форманюк, 1994, А.К.Маркова, 1996, В.В.Бойко, 1996, Н.Е.Водопьянова, Н.В.Гришина, 1997, В.Е.Орёл, 2001,Т.И.Ронгинская,2002, М.В.Борисова 2002 и др) и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличения числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отторжённость от переживаний другого человека, потеря ощущений ценности жизни, утрата веры в собственные силы.

Первое место по количеству опубликованных исследований, посвящённых проблеме выгорания, занимают работы, касающиеся труда педагогов. По мнению большинства авторов (В.В.Лебедева, С.Э.Тимошенко,1993,С.П.Безносова,1997 и др.) учителя — та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей деятельности и связана со значительным риском развития синдрома профессионального выгорания, а сформированные фазы выгорания приводят к профессиональной деформации личности.

Анализ существующей практики показывает, что в ситуации разрядно-квалификационного административного подхода требования к труду и личности учителя со стороны общества постоянно нарастают. Противоречие между сверхнормативными социальными ожиданиями к учителю как к профессионалу и недостаточным стимулированием его труда со стороны государства приводит к отвержению теоретических установок, негативизму, скептицизму и апатии, т.е. ярко выраженной профессиональной деформации. Остается неясным: либо индивидуальные характеристики самих профессионалов, либо содержательные аспекты деятельности играют решающую роль в развитии профессиональных деформаций личности педагога. Недостаточно разработана система диагностики и профилактики профессиональных деформаций.

В тоже время выгорание рассматривается и как механизм психологической защиты в ситуации осуществления профессиональной деятельности с высоким уровнем личностной вовлеченности. Выявление условий формирования эмоционального выгорания, механизмов развития позволит разработать систему профилактики данного синдрома на различных этапах профессионального становления учителя.

Несмотря на немалое количество работ, посвящённых изучению «эмоционального выгорания» у педагогов (Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова, Т.В.Форманюк, Т.И.Ронгинская, Н.В.Гришина, 1997, В.Е.Орёл, 2001, М.В..Борисова 2002 и др), исследований синдрома эмоционального выгорания явно не достаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления, и отсутствие надёжных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Стремление поставить учителя как субъекта труда в рефлексивную позицию, как правило, ограничивается осознанием самооценки, индивидуального стиля деятельности и роли в межличностном взаимодействии. Вне диапазона внимания исследователей остаются глубинные личностные мотивы и смыслы профессиональной деятельности, развитие профессиональных деформаций, влияние профессиональной педагогической деятельности на эмоциональную сферу.

«Мы не можем быть большим, чем мы есть...,
но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su