Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие профессионально-личностных качеств педагога, работающего с детьми с высокими способностями» (программа)


Актуальность проекта.

Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям).

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.

В то же время, прогресс цивилизации напрямую зависит от деятельности исключительно одаренных личностей. В наше время требуются существенно иные подходы, которые могут быть выработаны людьми, обладающими гибким и нестандартным мышлением, умением успешно ориентироваться в сложном калейдоскопе постоянных изменений.

Гимназия, в которой я работаю, в 2011 году стала региональной стажировочной площадкой по теме «Создание условий для развития детской одаренности».

Педагогическая проблема заключается в создании в общеобразовательной школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, т.е. детскую одаренность.

Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и качественно меняется в ходе развития. Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренности детей, а проблему развития потенциала личности каждого ребенка. Отсюда вытекает проблема, которая заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, — М.,2002.

Цели и задачи.

Цель программы: формирование у педагогов и воспитателей понятия о детской одаренности и условиях её развития.

Задачи:

  • анализ современных научных подходов к пониманию феномена детской одаренности;
  • определение условий, необходимых для обучения и развития одаренных детей в массовой школе;
  • определение роли педагога в создании условий для развития детской одаренности и коррекции дисгармоничных вариантов развития личности одарённого ребенка;
  • определение профессионально-личностных качеств педагогов необходимых для работы с одарёнными детьми;
  • определение условий для развития профессионально-личностных качеств педагогов;
  • определение проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одарёнными детьми;
  • определение достоинств деятельностного подхода при работе с одарёнными детьми

Основное содержание работы (её этапы).

Работа проводилась в течение 2011–2012 года на базе Городской гимназии города Димитровграда Ульяновской области, которая является региональной стажировочной площадкой по теме «Создание условий для развития детской одаренности».

В работе принимали участие педагоги гимназии, школ города и области.

1 этап: подготовительный (июнь — август 2011 г.) — разработка серии деловых игр для педагогов.

2 этап: основной (сентябрь 2011 г. — май 2012 г) — проведение деловых игр для педагогов гимназии и педагогов, посещающих стажировочную площадку.

3 этап: заключительный (июнь — август 2012 г.) — подведение итогов реализации программы.

Деловые игры планировались в деятельностном режиме для того чтобы, с одной стороны актуализировать имеющийся у педагогов опыт, мотивировать, в деятельностном режиме получить опыт решения педагогических задач, а с другой стороны для того, чтобы педагоги изнутри, будучи участниками, осознали достоинства деятельностного подхода в обучении детей с высокими способностями.

В процессе деловых игр использовались организация поисковой, проектной деятельности участников деловых игр, использовался разбор ситуаций и групповые дискуссии, тренинговые упражнения, рефлексия.

В процессе деловых игр участниками были сделаны выводы о том, что для реализации своих способностей детям необходимо создать психологически благоприятный климат в школе, условием которого педагоги выделили:

  • создание ситуации успеха на уроке;
  • снижение школьной тревожности;
  • умение самих педагогов эффективно решать конфликты.

Это и стало темами дальнейших деловых игр разработанных для педагогов.

Всего было разработано 5 деловых игр:

  1. Детская одаренность. Условия развития.
  2. Развитие профессионально значимых качеств педагога, работающего с одаренными детьми.
  3. Создание ситуации успеха на уроке как одно из условий повышения комфортности.
  4. Создание условий для снижения школьной тревожности.
  5. Создание условий для эффективного решения конфликтов.

Все игры были построены по единому алгоритму, в основу которого были положены этапы исследовательской деятельности.

  • Проблематизация. Рассматриваются практические ситуации, направленные на постановку теоретического вопроса;
  • Моделирование способов решения проблемы. Выдвижение возможных гипотез.
  • Анализ гипотез и теоретического материала, нахождение оптимальных решений;
  • Разработка правил, рекомендаций по решению данного вопроса;
  • Проверка действия данных правил и рекомендаций в практических ситуациях, тех которые были рассмотрены и в новых, предложенных участниками.

Результаты.

  • создана программа по просвещению и созданию условий для развития профессионально- значимых качеств педагога, работающих с детьми, имеющими высокие способности;
  • педагоги, составили для себя индивидуальные программы по дальнейшему самообразованию и саморазвитию;
  • педагоги научились самостоятельно выявлять детей с высокими способностями и различными видами одаренности;
  • педагоги определили и овладели способами создания ситуации успеха на уроке, снижения школьной тревожности и способами решения конфликтов;
  • у педагогов появился интерес к психологическим знаниям и самообразованию;
  • произошло снижение школьной тревожности в классах, где работают учителя, прошедшие курс занятий на 20%.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su