Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Родительская азбука» (Социально-психологический проект для родителей с детьми от 1 года до 3 лет )


Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:
он лишь маленький беззащитный взрослый.

Ж.Сесброн

Актуальность.

Родительство — это часть личностной сферы человека, которая формируется на протяжении всей жизни. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль — родителей. Проблема заключается в том, что биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Настало время уделить основное внимание институту семьи. Одним из путей, способствующих укреплению статуса семьи, отца и матери в их социальной роли, является технология активной поддержки родителей, принципы и основные идеи которого актуальны и востребованы обществом. Вышеперечисленные обстоятельства и послужили факторами, стимулирующими разработку данного проекта. Следует отметить, что организация проекта является наиболее оптимальным видом помощи при работе с молодыми семьями. Внедрение проекта предполагает объединение молодых семей города, разрешение проблемных и кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных форм работы, беседы со специалистами учреждения.

Цели, задачи, новизна, практическая значимость.

Цель проекта — психолого-педагогическая помощь в формировании осознанного родительства на основе сотрудничества.

Задачи проекта:

  1. Оказание психоэмоциональной поддержки молодым родителям;
  2. Пропаганда семьи и семейных ценностей;
  3. Развитие умений и навыков детей;
  4. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Практическая значимость проекта заключается в возможности формирования родительской компетенции и грамотности; получения конкретных психолого-педагогических рекомендаций; выработки стратегии родительского поведения как профилактики нарушения детско-родительских отношений и семейного неблагополучия.

Новизна проекта в том, что впервые в городе Нягани организованы занятия по взаимодействию родителей и детей, с использованием в работе инновационной методики Марте Мео, направленной на совместный просмотр видеозаписи и разъяснение педагогических ошибок при воспитании ребенка и развитие родительских навыков.

Этапы и сроки реализации проекта

Основной вид деятельности — групповая коррекционно-развивающая работа.

Целевая группа — родители и дети от 1 до 3 лет. Количество участников проекта составляет 150 человек.

Продолжительность проекта составляет 2 года. 

Основное содержание социально-психологического проекта «Родительская азбука», заключается в следующих этапах реализации программы: организационный, реализующий, аналитический.

I этап: организационный. На данном этапе наиболее активно ведется информационно-просветительская работа. Тщательно готовится и распространяется качественная и достоверная информация (буклеты, брошюры, статьи в СМИ) по вопросам укрепления роли родителей в семейном воспитании детей от 1 года до 3 лет. Проводятся ознакомительные беседы с населением по проблеме формирования ответственного родительства и ранней профилактике семейного неблагополучия. Назначаются ответственные специалисты в реализации данного проекта.

II этап: практический. На данном этапе предполагается формирование целевых групп для участия в занятиях. Занятия в «Родительской азбуке» предполагают один курс (2,5 месяца) занятий. Периодичность занятий — 2 раза в неделю. Численность группы — 5–6 семей.

  • две группы родителей с детьми от 1 до 2 лет.
  • две группы родителей с детьми от 2 до 3 лет.

«Родительская азбука». Цель: психолого-педагогическая помощь в формировании осознанного родительства на основе сотрудничества, оказание психоэмоциональной поддержки родителям с детьми от 1 года до 3 лет. Организация и обеспечение функционирования занятий «Родительская азбука» считается целесообразным, так как родители не полностью имеют знания об особенностях психомоторного и психофизического развития детей от 1 года до 3 лет. Задача специалиста создать условия для эмоционального контакта родителя с ребенком. Помочь в выборе оптимальной стратегии воспитания ребенка и мягкой адаптации к дошкольному учреждению. В план проекта включены совместные занятия с папами.

В процессе реализации проекта предполагается использовать инновационный метод Марте Мео, включающий совместный анализ видеоматериалов, а также игровую терапию, арт-терапию, песочную терапию, музыкотерапию, сеансы релаксации, сказкотерапию, эмоционально-образную терапию, метод групповой дискуссии.

III этап: аналитический — предусматривает проведение анкетирования с участниками проекта, с целью оценки эффективности проделанной работы, а также дальнейшее применение полученного опыта специалистов в разработке инновационных технологий в работе с семьей.

Результаты.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение родительской психолого-педагогической компетенции;
  2. Мотивация родителей к самостоятельному решению детско — родительских проблем;
  3. Мягкая адаптация детей к дошкольным учреждениям;
  4. Развитие сенсомоторных навыков;
  5. Повышение информированности всех членов семьи о получении социальных услуг учреждения.

Качественные результаты реализации программы:

  1. Подготовка ребенка к посещению детского дошкольного учреждения.
  2. Адаптация семьи к новому этапу социализации ребенка (преодоление кризиса трех лет).
  3. Информационное обеспечение граждан.
  4. Использование родителями социально и личностно приемлемых средств, для самостоятельного решения детско-родительских проблем.

Количественные результаты реализации программы.

За 2012 г. было проведено 82 развивающих занятия. Было охвачено 232 человека, из них взрослых — 117, детей — 115. Социально-психологический проект для родителей с детьми от 1 года до 3 лет «Родительская азбука» способствует развитию познавательной активности ребенка, самостоятельности, любознательности, развитию творческого потенциала, возникновению потребности играть с другими детьми, развитию эмоциональной и коммуникативной сфер. Наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su