Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психолого-педагогические условия активизации социо-культурного ресурса гармоничного личностного становления воспитанников Центров дополнительного образования детей» (развивающая программа)


Актуальность
Сегодня приоритетом в  работе  педагогического  коллектива ЦДОД Ленинского района является разностороннее развитие личности воспитанников, ориентирующихся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способных к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс ЦДОД направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазии, самобытности, то есть всего того, что относится к индивидуальности воспитанника.
        
На пути собственного социального становления ребенок решает три группы возрастных задач: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Результативность их решения определяется отношениями субъекта с самим собой, а также с окружением (семья, общество сверстников, воспитательные организации). Совокупность этих отношений обеспечивает реализацию потребностей индивида путем использования необходимых ресурсов. Следовательно, разрыв взаимосвязей индивида с социальной средой влечет за собой возникновение ситуации, когда человек испытывает недостаток ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Объекты действительности, окружающей ребенка (семья, общество сверстников, воспитательные организации и т.д.) могут выступать как источники ресурсов.

В определении основного смысла воздействия педагога дополнительного  образования на социальную ситуацию ребенка традиционно используется термин «помощь», что подразумевает внешнее действие, которое актуализирует ресурс, недостающий в некоторой конкретной ситуации. Помощь выступает как вмешательство в процесс активизации ресурса, управление его использованием.

Воспитанник ЦДОД самостоятельно или  с  помощью  родителей имеет возможность выбирать учреждение, вид/виды деятельности, объединение, время и меру собственного участия в работе объединения, темп освоения содержания образования в соответствии с интересами, уровнем притязаний. Общение и межличностные отношения занимают значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью.
 
Ресурс представляет собой запас, источник будущего действия, внутреннюю возможность, то, что в данный момент находится в свернутом зарезервированном виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, перевести ресурс из резервного состояния в актуальное, нужна определенная сила (внутренняя или внешняя).
       
В рамках проблем социального воспитания среди внутренних ресурсов следует выделять физические возможности, способности и уровень их развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт.

Физический ресурс проявляется в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п.   ЦДОД реализует спортивно-оздоровительное  направление, с  целью  активизации физического ресурса воспитанников, средствами  хореографии, фитболла, хип-хопа,  стрит-данса, занятий в  тренажерном  зале.

Творческий  ресурс. Способности, традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности. Каждый человек при рождении получает задатки, от которых зависит возможность развития его способностей. ЦДОД реализует художественное направление, и предлагает  для  активизации внутренних  творческих  ресурсов воспитанников музыкальные, изобразительные, танцевальные объединения, с  целью раскрытия творческих  способностей .

Жизненная позиция и самоотношение представляют собой субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Наличие социального опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, а его приобретение происходит в ЦДОД Ленинского  района. Освоение социального опыта тесно связано с обретением способности принимать решения, адекватные ситуации.

Внешние ресурсы включают в себя ресурсы семьи, воспитательных организаций, объединений сверстников. Кроме того, семья, группа сверстников, значимые взрослые являются для детей источником эмоциональной поддержки, принятия и защиты. Следует указать, что каждый педагог ЦДОД имеет собственные личностные ресурсы, которые также могут быть использованы воспитанником для решения возрастных задач.

Таким образом, для  повышения  эффективности  работы специалистов ЦДОД необходимо улучшить психолого-педагогические условия активизации социо-культурного ресурса гармоничного  личностного  становления  воспитанников ЦДОД Ленинского  района.

Социальная, научная и практическая значимость
На фоне кризисных явлений в детской среде произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов.  Увеличивается подростковая преступность (в 2000 году ее рост составил 10% по сравнению с 1998 годом, при этом 80,6% — это тяжкие и особо тяжкие преступления). Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.  Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Школа дает общее образование, но гармоничному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование, которое реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Воспитанник  сам выбирает то, что близко их природе, что отвечает  потребностям, удовлетворяет интересы, что способствует раннему самоопределению, дает возможность реализации социо-культурного ресурса, решая социально значимые задачи.  Дополнительное образование детей способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Значение для развития психологии
Изучены и представлены психолого-педагогические условия активизации социо-культурного ресурса гармоничного  личностного  становления  воспитанников ЦДОД.

Цели    
- Изучить и создать психолого-педагогические условия активизации социокультурного ресурса гармоничного  личностного  становления  воспитанников ЦДОД Ленинского  района;
- Комплексно, на основе системного подхода решить вопрос о последовательной преемственности в работе специалистов, с учетом данных  динамического мониторинга  об  актуальных  запросах  на  каждой  возрастной  ступени: дети  раннего возраста, дошкольники,  учащиеся  начальных  классов, средних (5-9), старшеклассники;
- Динамически стимулировать творческий потенциал преподавателей ЦДОД Ленинского района,  поощряя инициативу и  креативность в  создании эксклюзивных программ развития  существенно отличающихся по содержанию от аналогичных, т.е. значительно превосходящих их по качеству в  последовательной  преемственности  (на 4  и  более  лет);
- Обосновать сопряженность реализуемых программ со специальностями в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего).

Аудитория, на которую рассчитан проект
Педагоги, психологи  образовательных  учреждений  общего и дополнительного образования.

Основное содержание работы
Подготовительный этап (2000-2008), основной (2008-2013), заключительный (2013-2015 г).

Результаты, выводы
Произошло значительное повышение инициативы, социальной ответственности, уровня развития компетенций воспитанников ЦДОД Ленинского  района;   творческой  инициативы  педагогов  ЦДОД Ленинского  района.  По  результатам  реализуемой   программы  развития увеличилось число выпускников ЦДОД Ленинского  района, продолживших обучение по профилю детского объединения, количество победителей конкурсах, соревнованиях.


Муниципальное  образовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей «Центр дополнительного  образования  детей» Ленинского  района  г. Нижнего Новгорода, ГОУ ВПО Нижегородский  государственный  педагогический  университет.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su