Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа психоразвивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста "Я - король и мое королевство"» (образовательная программа)


Актуальность проекта.

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности.

Изучение медико-педагогической литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей, общение с коллегами свидетельствует о том, что для каждого психолога актуальна развивающая и коррекционная работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, акцентируя при этом внимание на особенностях безусловного принятия ребенком себя и другого человека.

На мой, взгляд, наиболее эффективным методом в данном случае является сказкотерапия. Сказки читаются детям всех возрастов, т.к. они их любят. Из них дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. А самое главное сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, уверенность в себе, увидеть добро и зло и научиться правильно реагировать на жизненные ситуации. Тем самым сказка помогает развивать у ребенка безусловное принятие себя и другого человека.

Изучая методическую литературу практикующих психологов и сказкотерапевтов, работающих в данном направлении, мне близка идея Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, на основе которой построен тренинг «Волшебная страна внутри нас». Здесь автор рассказывает, что в каждом из нас есть «Сказочная страна и правит ею Король». Также в этой волшебной стране живут Чувства, которые во всем помогают королю.

Действительно, именно через сказку ребенка, как «Короля своего королевства», можно научить управлять своими эмоциями, как «слугами его высочества». Ребенок легко вживается в роль справедливого правителя, и учиться правильно реагировать на жизненную ситуацию, включая свои эмоции. Причем, научившись различать эмоции, и управлять ими, ребенок, развивает способности понимать и чувствовать самого себя и других, а главное, безусловно принимать себя и другого человека таким, каков есть.

Программа «Я — Король и мое королевство» направлена на развитие эмоционального интеллекта, на сохранение психоэмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ход реализации проекта.

Основные правила организации и проведения занятий:

  • Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.
  • Длительность занятия 35–40 минут.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю.
  • При использовании программы для коррекции формируется подгруппа детей, количество не должно превышать 8 человек. В профилактической работе по программе может участвовать группа детей в количестве 20–26 детей.
  • В программу включены диагностические методики, необходимые для выявления эмоционального состояния каждого ребенка и его интеллектуального развития.

Занятия в программе разделены на два блока, каждый имеет свои цели и задачи.

Блок «Эмоции и эмоциональный интеллект» состоит из 13 занятий.

Цели:

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей, представлений о себе и своих чувствах.
  • Освоение ребенком умения управлять своими эмоциями.
  • Развитие способности понимать самого себя, учить чувствовать себя и принимать себя таким, каков есть.
  • Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Структура занятия первого блока программы:

1. Приветствие игра «Ладошки». Цель: создание теплой, дружеской атмосферы; установить визуальный и дружеский контакт; повышение самооценки неуверенных в себе детей.

2. Пальчиковая игра «Разыгра». Цель: снятие психоэмоционального напряжения, позитивный настрой на предстоящее занятие; развитие мелкой моторики рук и речи.

3. Диагностическое упражнение «Автопортрет». Цель: дать ребенку почувствовать свою значимость; помочь увидеть свое отличие от других людей; научить принимать себя таким, какой есть. Продолжать исследовать личностные особенности ребенка.

4. Вхождение в сказку (слушание сказки под музыку).

5. Работа в рабочих тетрадях: упражнение «Создай дворец». Цели: развитие творческих способностей ребенка и мелкой моторики рук. Диагностика психоэмоционального состояния ребенка.

6. Игра «Я — король». Цели: выявить активного и уверенного в себе ребенка в детской группе. Развитие уверенности, повышение самооценки. Дать ребенку почувствовать свою значимость.

7. Рефлексия. Ритуал прощания.

Блок «В гостях у сказки» состоит из 12 занятий.

Цели:

  • Закрепление полученных знаний из блока «Эмоции и эмоциональный интеллект».
  • Восприятие терапевтической сказки.
  • Воспитание чувства ответственности и желание приносить добро обществу, посредством примера сказочного героя.
  • Развитие эмпатии и сострадания к нуждающемуся, а главное развитие безусловного принятия себя и другого человека.

Структура занятия второго блока программы:

1. Игра «Давайте поздороваемся». Цель: снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

3. Точечный массаж (с помощью массажеров). Цель: активизация организма.

4. Вхождение в сказку («Пичужка»). Цель: восприятие терапевтической сказки; воспитание чувства ответственности и желание приносить добро обществу, посредством примера сказочного героя; развитие эмпатии и сострадания к нуждающемуся, а главное развитие безусловного принятия себя.

5. Беседа по сказке.

6. Игра «Птицы». Цель: снятие напряжения после фиксированной позы.

7. Динамические игры «Птица», «Костер», «Тушим пожар». Цель: развитие внимания, координации движений и творческих способностей детей.

8. Функциональное упражнение «Мы тебя любим». Цель: развитие эмпатии и сострадания к нуждающемуся, а главное развитие безусловного принятия себя и другого человека.

9. Итог. Рефлексия.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 64 читателя
12.03.2024 22:08:11Галиева Чулпан
12.03.2024 22:08:10Udfuk Utdu Udfluiy
12.03.2024 22:08:10Uff Kj Uyf
12.03.2024 22:08:10Снс Онрпю Онрмю
12.03.2024 22:08:10Fkytu Htcu Hctgu
12.03.2024 22:08:10Utuc Ytvuc Uyfu
12.03.2024 22:08:10Fuykf Uifgyuilfy Tfukyd
12.03.2024 22:08:10Фаезова Гуля

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su