Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Мастерская речи, или Как помочь ребёнку стать успешным. Курс "Волшебный сундучок детства"» (методическое пособие для дошкольных психологов, учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп)


Курс «Волшебный сундучок детства» составлен на основе программ курса «Психологии Общения», О.А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Практикум по креативной терапии».

Сказка в жизни детей младшего дошкольного возраста играет важную роль. Именно через сказку дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Сказка эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте, потому что:

  • во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Об этом говорят многие другие авторы, например, Л.П. Стрелкова в книге «Уроки сказки» отмечает, что только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми»;
  • во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать, понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих отношениях, а потому, что положения героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

При проведении совместно-организованной деятельности с детьми по развитию связной монологической речи средствами сказкотерапии данного курса каждый ребёнок имеет возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли, переживания, а не только образы, навязываемые социальными ролями. Во время проведения коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуально —  психологические особенности детей, уровень их возможностей и реальных достижений. На занятиях с учётом гендерного обучения и воспитания учитывается и пол ребёнка. В группе, где находятся, и девочки и мальчики занятия носят более эмоциональный, творческий характер, так как эмоционально окрашенная информация вызывает у девочек повышенное внимание и усиливает осмысление. Девочке легче принять решения, размышляя вслух, что в глазах мальчишек выглядит нелепо, так же девочки предпочитают сотрудничество, соревнование их тревожит, а для мальчиков больше подходит соревновательный стиль.

Для повышения эффективности занятий применяются различные наглядно-демонстративные пособия, мультимедийный проектор, экран, компьютер, видео- и аудиоматериал.

Цели и задачи.

Цель: формирование связной монологической речи у детей с ОНР посредством сказок.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать монологическую форму речи;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
  • составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Программа рассчитана на неполный курс обучения 8 часов в соответствии с учебным планом. Занятия проводятся с подгруппой (7–8 человек) 1 раз в неделю в течение 30–40 минут.

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

  • овладение навыками монологической связной речи;
  • овладение навыками эффективного общения в группе.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 112 читателей
12.03.2024 22:08:12Аитов Алмаз
12.03.2024 22:08:12 Алина
12.03.2024 22:08:12Дёмина Ирина
12.03.2024 22:08:12Hill Donn
12.03.2024 22:08:12Морозов Виктор
12.03.2024 22:08:12Ona Ano
12.03.2024 22:08:10Анон Ия
12.03.2024 22:08:10Сергеева Елена
12.03.2024 22:08:10Инаник Овен
12.03.2024 22:08:10Ivanov Ivan Litta
12.03.2024 22:08:10Ghbdtnfjfjfjf Fgfgfffds
12.03.2024 22:08:10Бариева Алсу
12.03.2024 22:08:10Орлова Наталья
12.03.2024 22:08:10Жданова Элла
12.03.2024 22:08:10Кротович Крот
12.03.2024 22:08:10Казанский Коля
12.03.2024 22:08:10Анжела Коол
12.03.2024 22:08:10Вергик Анка
12.03.2024 22:08:10Белчес Анка
12.03.2024 22:08:10Абитова Ольга
12.03.2024 22:08:10Уракова Алина

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su