Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психология жизненной успешности и неудачи» (научно-исследовательский проект)


Актуальность, цели и задачи.

Цель проекта — разработка научно обоснованной интеллектуальной модели жизненных выборов, которая приводит к жизненной успешности. Определить психологические координаты личности, склонной к успешности/неудачам. Разработать программу развития психологических компетенций успешности для взрослых.

Актуальность. Анализ психологической литературы показал, что нет единой мировой теории психологической успешности, в Европейских странах, США и странах ЮВА есть устоявшиеся психологические модели успешности, в странах СНГ имеет место психологическая комплексология, архетипическое неприятие успешности, нет культуры успеха, конфликтность популярных моделей успешности.

Обзор современной ситуации. В психологических концепциях успех рассматривается, как: основа успешной самореализации, тенденция к самоактуализации, эффективность деятельности, скорость решения задач, первенство в выбранных отраслях, масштаб влияния, известность, наличие внешних атрибутов власти (деньги, права, статус т.д.). К теме «успех» есть ссылки в трудах: У.Джемс (самоуважение / притязание), К.Левин, Ф.Хоппе, М.Юкнат (связь успеха / неудач с уровнем притязаний), Л.Фестингер, Р.Эммонс (зависимость от трудности задач и возможностей человека), Р.Мак-Клеланд и М.Аткинсон и Х.Хекхаузен (мотивация стремления к успеху и избегания неудачи) и др.

Термин автора. Успешность мы трактуем как деятельность, которая сопровождается определенным состоянием, направлена наружу или внутрь, и приводит субъект деятельности к желаемому результату (успеху), который проверяется объективно или субъективно, с прогнозируемыми или допустимыми расходами и на желаемый срок, с возможностью выделять (рефлексировать) модель деятельности, приведшей к успеху, и повторить ее. Успешность — результат деятельности ментальной модели жизненных выборов, то есть интеллекта.

Авторский подход. Объектом нашего исследования является жизненная успешность личности. Предметом — управление собственной жизненной успешностью личности, интеллектуальная модель жизненных выборов у взрослых. Выделено три уровня жизненной успешности личности: я-уровень, контекст-уровень, мета-уровень, с базовыми факторами неуспеха. Разработана авторская теория жизненной успешности, описаны ее феномены, принципы, структура, выделены критерии. Концепция исследования основана на базовых положениях: десять модальностей успешности по более или менее гомогенным признакам (возрастная, гендерная, психотравмы-сценарии, социальная реализация, физиологическая, эмоциональная, мотивационно-ценностная/смысловая, семейный код, финансовая, коммуникативная). Мы описали шесть исторических эталонных моделей успешности:

  1. Личные достижения (5000 — 3000 г. до н.э.).
  2. Идеальный мир. (IV в. до н.э. — V в. н.э.).
  3. Плата за успех. Средние века (V — XIV вв.).
  4. Самореализация. Возрождение (XIV — XVI вв.).
  5. Эффективность. Новое время (к. XVI — XIX вв.).
  6. Медиализация. Новейшее время (к. XIX — наст. время).

И будущая SMART модель.

Выделены интеллектуальные компетенции, необходимые для развития успешности: децентрация, смена рефлексивной позиции, критическое мышление, обнаружение и постановка задач. Разработана комплексная методика исследования жизненного сценария «Успех» на базе классического и современного психологического инструментария, и собственных разработок. Описаны этапы психологических изменений, выделены причины неудач (феномен «долина смерти трансформаций»). Проведен масштабный опрос коннотаций успеха и неудачи, биографический анализ и т.п. Работаем над монографией «Психология жизненного успеха и неудачи». Создан дистанционный курс «Успех» http://moodle.dlc-success.org/. Структура курса построена на принципах проектно-технологического подхода.

Этапы проекта.

Опрос «Отношение к успеху и успешным» (группа «Норма»: рус.1000, и англ.1000; группа «Статус — признанный социальный успех, признание, власть и т.д.» 150 чел. и 750 биографий, группа «Псих.расстройства»(ПР) — 250 чел, группа «Осужденные»(О) — 650 человек). 2010-2012гг.

Экспериментальная работа:

  • Живой формат (годичная программа) — участники в составе 16 человек прошли обучение — программа из 10 модулей (см. рисунок в разделе «Дополнительные маитериалы»). 2011г.
  • Дистанционный формат (годичная программа) — три группы (основная и две фокус) 300 уч., 9 стран. 2011–2012 гг.
  • Две фокусные группы людей, имеющих признанный опыт неуспеваемости — «ПР» (60уч.) и «О» (350 уч.) (12 мес.). 2012 г.

Исследование «Интеллектуальной модели жизненных выборов»

  • Биографический анализ – 750 биографий и воспоминаний. 2007–2012 гг.
  • Скрипт-анализ по авторской методике — 350 человек. 2010–2012 гг.

Результаты и выводы.

Результаты исследования. Мы создали теорию вопроса успешности, провели онлайн-опрос создали методику исследования модели жизненных выборов, разработали программу развития психологических компетенций успешности для взрослых (интерактивный и дистанционный варианты), исследовательскую и экспериментальную работу в различных группах, создали виртуальные сообщества по теме (http://www.facebook.com/groups/181953808508038), блог-поддержку (http://pocherk10.livejournal.com), также подготовлено 100 публикаций, результаты апробированы на 35 международных конференциях, конгрессах и т.д.

Резюме: Разработанные теоретические положения и методические наработки психологии жизненной успешности могут быть качественной платформой повышения психологического качества жизни взрослых (постсоветские страны). Создана авторская классификация личностных типов: «Типология жизненной успешности», обнаружены уровни масштаба успешности, выделены градации готовности к психологическим трансформациям, описаны феномены успешности взрослых: «сцена», «псевдомодель», «долина смерти» и «зеркальный феномен». Описана структура и составляющие жизненной успешности (координаты), которые позволяют исследовать интеллектуальную модель жизненных выборов, приводящую к успеху или неудаче. Экспериментально определена интеллектуальная модель жизненных выборов, психологические атрибутивы жизненной успешности, которые способствуют выведению субъекта развития в рефлексивную позицию относительно собственной успешности и личной ответственности за нее.

Разработаны психолого-педагогические основы развития жизненной успешности личности, которые позволяют повысить эффективность создания новых и модернизации программ развития психологических компетенций ( в частности, дистанционных). Кроме того, мы видим своей задачей психологическое просвещение, а именно - предоставление знания об успешности, ее принципах, ловушках, мифах и методиках управления собственной успешностью.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su