Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Агрессивность детей младшего дошкольного возраста: особенности, причины, профилактика и коррекция» (научно-исследовательский проект )


Актуальность, научная и практическая значимость.

Агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем детского коллектива. В настоящее время имеется достаточное количество работ, посвященных вопросам агрессивного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста. Однако, на наш взгляд, в большей степени нуждаются в помощи взрослого дети 4-ого года жизни. Ведь ни для кого не секрет, что становление дошкольного возраста начинается с кризиса человеческих отношений — кризиса трех лет. Несовершенство детской психики в сочетании с возрастным кризисом делает агрессию характерной особенностью данного возраста, которая в отсутствие психолого-педагогической помощи со стороны взрослых может легко перейти в черту характера.

Настоящий научно-исследовательский проект реализован с целью привлечения внимания педагогов и психологов ДОУ к вопросам профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап. Результаты теоретического и эмпирического исследования свидетельствуют о том, что к особенностям проявления агрессии детей 4-ого года жизни относятся: использование вербальной и невербальной, прямой и косвенной агрессии; реактивность, затруднения в регуляции негативного поведения вследствие неустойчивости эмоционально-волевой сферы; ограниченность и фрагментарность знаний о способах решения конфликтных ситуаций.

В эмпирическом исследовании приняло участие 93 семьи, обратившиеся за консультацией к специалистам ранней комплексной помощи семье и ребенку Центра «Детство».

2. Основной этап. Результаты подготовительного этапа проекта нашли отражение в «Программе профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста» (авторы О.А.Маркова, А.А.Копылова). Программа апробирована на базе МДОБУ «Центр развития ребенка — Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»» в контрольной и экспериментальной группе.

Профилактика проявления агрессии у детей 3–4 лет осуществлялась через становление детской игровой деятельности, формирование идентификации с коллективом сверстников, усвоение моральных норм и правил поведения, развитие эмпатии, чувства ответственности за плохое поведение. Основным методом профилактики определены игровые упражнения (пальчиковые игры, игры с правилами, подвижные игры), психогимнастические этюды, релаксационное упражнения, моделирование проблемных ситуаций. Их использование позволяет демонстрировать последствия негативных форм поведения, знакомить с простыми проявлениями человеческих чувств, снимать психоэмоциональное напряжение, обучать навыкам распознания и контроля негативных эмоций, тренировать социально-приемлемые формы поведения.

Повышение эффективности профилактической работы с детьми достигается через тесное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Основными направлениями работы являются: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей 4-ого года жизни, ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений, обучение приемам конструктивного общения в вопросах преодоления детской агрессивности. Наиболее продуктивными формами работы с родителями являются: информационно-практические занятия, индивидуальное консультирование, использование наглядного информационно материала.

3. Заключительный. Результаты контрольного исследования подтвердили эффективность внедрения «Программы профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста» в практику работы воспитателя ДОУ. У детей экспериментальной группы отмечается значительное снижение уровня агрессии, развитие эмпатии, формирование навыков социально-приемлемого поведения и контроля собственного психоэмоционального состояния, преобладание тенденций к социальному сотрудничеству.

Подготовлено к публикации методическое пособие «Работа воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста».

Результаты, выводы.

Проблема агрессивного поведения детей 3–4 лет жизни является весьма актуальной в настоящее время и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Результатом научно-исследовательской работы является методическое пособие для педагогов ДОУ «Работа воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста». Пособие имеет высокую практическую значимость, так как содержит методики выявления и изучения детской агрессивности, развернутые конспекты игровых занятий с детьми, конспекты занятий и наглядный информационный материал для родителей.

Методическое пособие одобрено научно-методическим советом ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» и рекомендовано к внедрению и широкому распространению среди педагогов ДОУ.

Распространение «Программы профилактики агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста» среди педагогов ОУ:

  1. V Международная научно-практическая конференция «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях», г. Томск, март 2012 г.
  2. Обучающие мероприятия по модульным программам повышения квалификации руководящих и педагогических работников ОУ, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, г. Йошкар-Ола, сентябрь 2012 г.
  3. Заседании «Школы творческой личности» старших воспитателей ДОУ Медведевского района Республики Марий Эл, п. Медведево, октябрь 2012 г.
  4. В 2012–2013 уч. году планируется внедрение Программы в образовательную деятельность базовых ОУ стажировочной площадки по направлению «Социализация детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2012-2014 годы по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов» (Республика Марий Эл).

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 66 человек

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su