Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Мы вместе» (программа психолого-социального сопровождения семей группы «риска» в дошкольном учреждении)


Актуальность, научная и практическая значимость.

В последние годы практически в каждом нормативном или методическом документе декларируется необходимость тесного сотрудничества образовательных учреждений с семьей. Доказательством актуальности данного вопроса является кризис современной семьи, обесценивание таких понятий, как любовь, брак, семья, падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности. В результате отмечаются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями в развитии, нарушениями в области формирования нравственной сферы подрастающего поколения. Научно установлено, что склонность к курению, употреблению алкоголя и вообще к нездоровому образу жизни закладывается в раннем детстве. В период дошкольного детства происходит формирование личности детей. В это время малыш познает мир отношений взрослых, разные виды деятельности, у него уже есть сильное стремление к самостоятельности, которое требует поддержки родителей, которым ребенок подражает в большей мере. Именно в этом возрасте происходит формирование представлений о ценностях. Дети, видя, что для их родителей и других взрослых употребление алкоголя, курение — норма жизни, часто принимают такое поведение как естественное и дающее им ощущение взрослости.

А.Г. Макеева пишет в своей работе: «Ребенок из алкогольной семьи не всегда обречен на алкоголизм. Мудрое поведение взрослых, внимание к ребенку, организация его жизни таким образом, чтобы в ней было место радости, победам - весьма эффективная профилактика болезни».

В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие»: каждый автор вкладывает в него свой смысл. В разных источниках, наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семья группы риска» и т.д. Несмотря на вариативность смысловой нагрузки, главной особенностью семей группы риска является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений.

В дошкольном учреждении функционирует коллегиальный совещательный орган — Совет профилактики, деятельность которого направлена на профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасных условиях, повышение уровня педагогической культуры родителей. По данным нашей работы с семьями, количество неблагополучных семей с каждым годом остается стабильным или увеличивается. Существует много методических пособий, направленных на профилактику употребления ПАВ, коррекцию детско-родительских отношений и рекомендованных педагогам в работе с подростками. Недостаточно методических пособий для организации работы с родителями из семей социального «риска», имеющими детей дошкольного возраста. Для повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных мероприятий для работы с родителями из семей социального «риска». По этой причине возникла необходимость создания идеи данной программы, где на практические мероприятия приглашается постоянное количество участников, как из семей учетных категорий, так и благополучных. В нашем методическом продукте мы попытались комплексно отразить основные вопросы профилактической работы с родителями группы «риска».

В содержание занятий данной программы мы попытались включить вопросы ранней профилактики употребления психоактивных веществ; коррекции детско-родительских отношений. На мероприятия приглашаются семьи разных категорий, акцентируется внимание на взаимодействие между детьми и родителями в благополучных семьях. Тематика занятий выбрана с учетом увеличения количества детей из семей, состоящих на учете в ДОУ и ОДН с эмоционально-волевыми проблемами в раннем детстве, с недостаточным уровнем педагогической культуры родителей.

Структура практикумов для родителей разработана таким образом, чтобы родители, побывав в разных ролях в процессе занятий, смогли прочувствовать те состояния и ощущения, которые испытывает каждый участник воспитательного процесса в разных ситуациях, увидеть те особенности общения с детьми, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Мы рассчитываем, что через родителей учетных категорий, педагогов, у детей будут развиваться умения выбирать адекватную альтернативу поведения на основе имеющихся знаний о вреде ПАВ, о последствиях их употребления.

Цели и задачи.

Цель программы: совершенствование эффективной системы работы с семьями группы «социального риска» в дошкольном учреждении.

Задачи:

  1. Стабилизация психоэмоционального состояния детей из семей группы «риска».
  2. Вовлечение родителей учетных категорий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей по отношению к образу жизни своей семьи.
  3. Профилактика случаев правонарушений со стороны родителей группы «риска» по отношению к детям

Ожидаемые результаты.

  1. Снижение уровня тревожности, агрессии у детей из семей группы «риска».
  2. Повышение активности родителей из семей социального «риска» к посещению мероприятий в ДОУ.
  3. Сокращение количества правонарушений в употребления алкоголя родителями в присутствии детей, исключение случаев жестокого обращения родителей с детьми.

Ожидаемые трудности.

  1. Непонимание родителями степени ответственности за воспитание своих детей, нежелание менять привычный образ жизни.
  2. Трудность в привлечении родителей к целенаправленному посещению практических мероприятий, к целенаправленной работе над собой.

Продолжительность реализации: работа проводится с момента постановки семьи на учет и осуществляется в течение 3 лет (при необходимости, срок реализации увеличивается).

Участники: родители детей всех возрастных групп дошкольного возраста, состоящие на учете ВСУ и ОДН, КДН и ЗП, родители из благополучных семей. Численность группы ограничивается 12-14 участниками.

Форма подведения итогов — анализ работы по программе в рамках Совета профилактики по итогам 3 лет, анализ рисуночных проектов родителей «Мы — за здоровую семью».

Презентация программы. Программа была представлена:

  • на городской конкурс профилактических программ, грамота за 3 место; 2011 г.;
  • на окружной конкурс программ по работе с семьями группы «риска», диплом 2 степени, 2010 г.

Основное содержание работы (или ее этапы).

Программа состоит из 3-х блоков:

1-й — работа с родителями группы «риска»,

2-й — работа с педагогами,

3-й — работа с детьми.

Основной метод при работе с детьми младшего дошкольного возраста — наблюдение за ребенком со стороны педагогов и специалистов ДОУ, беседы; в старшем дошкольном возрасте — индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом по устранению проблем в поведении и развитии.

Этапы: подготовительный, основной, заключительный.

Результаты, выводы.

Практические мероприятия по данной программе проводились в рамках психологической гостиной. Участниками встреч были родители из семей «социального риска» и благополучных семей.

Изначально состав родителей на заседаниях составлял 12 человек. Однако по разным причинам многие родители не смогли посетить все занятия (занятость на работе, актированные дни, болезнь ребенка, без причины), но 8 родителей присутствовали на всех встречах. В связи с этим, для создания целостной группы мы приглашали других родителей, тем самым нарушалось пространство первой группы.

В ходе работы невидимый акцент направлялся на неблагополучных родителей, мы старалась их привлекать к обсуждению, высказывать собственное мнение относительно своих детей и отношения к ним, активизировать их в процессе работы

Можно отметить, что родители из благополучных семей ходили на мероприятия с удовольствием, если позволяло время, активно обсуждали детские проблемы, вопросы детско-родительских отношений.

Родители из семей «социального риска», в основном, посещали мероприятия «по принуждению», потому что находятся на контроле в ДОУ. Их работа в данной группе носила формальный характер. На все вопросы они отвечали «заученными фразами» (например, очень любят своих детей, много уделяют им внимания, жизнь за них отдадут и т.д.). Многие родители, состоящие на учете, в практикумах практически не проявляли активности, просто слушали других, в обсуждениях участвовали очень редко и кратко.

В то же время, отмечена рефлексия двух мам из семьи «социального риска», которые вели себя естественно. В процессе занятий они были очень активными в обсуждении вопросов воспитания детей, часто проговаривали свои отрицательные ощущения по отношению к детям. Одна из мам не отрицала, что курила во время беременности и продолжает это делать сейчас, хотя понимает, что это неправильно. В процессе работы эта участница четко сформулировала, каким она видит будущее своих детей. Она говорила о том, что знает, что нужно делать, для того, чтобы дети росли счастливыми и постарается следовать нашим рекомендациям. Вторая мама прошла курс лечения от алкогольной зависимости, фактов употребления не зафиксировано

Конечно, работа с семьями учетных категорий трудна, эффективных результатов добиться бывает очень сложно. Тем не менее, на этих практических встречах предоставлялась возможность родителям обговаривать разные проблемы в воспитании и развитии детей.

У родителей есть вероятность услышать, как решаются проблемы в других семьях, почувствовать себя «наравне» с другими, «примерить» эти отношения на свою семью, сделать выводы для себя.

Часто родители из семей «риска» не задумываются, как живет их ребенок, о чем он думает, комфортно ли ему в такой семье. Попытаться изменить это можно в результате постоянного взаимодействия с педагогами ДОУ, в создании ситуации успеха для каждой семьи.

При изготовлении рисуночных проектов и коллажей в конце учебного года практически все родители нарисовали спортивное оборудование, многие нарисовали всех членов семьи на природе. В результате работы по итогам 1 года часть родителей отметила в своих коллажах и рисунках приоритет успешной семьи — квартира, материальное обеспечение, красивая одежда, исключение вредных привычек. Это подтверждает идею о том, что все родители знают, что занятие физкультурой и спортом, исключение употребления табакокурения и алкоголя формирует у людей здоровый образ жизни. После работы по истечению 3 лет, в проектах, изготовленных родителями на практикумах, просматриваются элементы негативного отношения к употреблению ПАВ. И лишь единицы родителей отметили, что здоровая семья — это, прежде всего семья, где существуют уважительные отношения друг к другу, где конфликты непродолжительны и решаются в отсутствии ребенка.

По данным наблюдений педагогов за родителями учетных категорий, посещающих занятия, можно отметить, что 2 из них, приходя за ребенком в детский сад, интересуются его поведением в саду, а не только информацией (как поел и т.п.)

По итогам работы по данной программе в конце 1 учебного года вносились следующие коррективы:

  1. Планировать встречи с родителями заранее, чтобы обеспечить целостность постоянного числа участников.
  2. Для повышения интереса участников к посещению данных мероприятий разработать и включить в тематический план мероприятия для родителей, проводимые совместно с детьми.

Результат.

  1. Фактов жестокого обращения с детьми из данных категорий зафиксировано не было.
  2. В течение 2 лет реализации программы только на 1 семью, которая состоит на учете, был составлен протокол, так как мама злоупотребляла спиртными напитками в присутствии своей малолетней дочери. В других семьях, которые участвовали в практикумах, не было срывов по употреблению алкогольных напитков и моментов ненадлежащего выполнения родительских обязанностей.
  3. Снижение уровня тревожности у 3 детей из данной категории семей.
  4. За консультацией к педагогу-психологу обращались 5 родителей из данных семей. Отмечено, что родители стали приходить не только по приглашению, но и по собственной инициативе.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su