Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Социально-психологическое сопровождение профессиональной деятельности студентов старших курсов» (программа коррекции и поддержки)


Актуальность.

Работая, в сфере образования, была выявлена проблема профессиональной самореализации студентов старших курсов. Не единожды будущие выпускники говорили о том, что они «не видят себя в выбранной профессии», «это не то, чем бы они хотели заниматься» и прочие варианты, которые заставили задуматься над социально-психологическим сопровождением их профессиональной деятельности в стенах учебного заведения.

Научная и практическая значимость.

Социально-психологическое сопровождение в настоящее время рассматривается как одна из наиболее эффективных парадигм оказания психологической помощи (Битянова М.Р., 1999, Коновалова Н.В., 2001 и т.п.).

Социально-психологическое сопровождение понимается как система мероприятий, направленных на создание психологических условий для эффективной деятельности сопровождаемого субъекта.

Данная работа позволяет оптимизировать восприятие профессиональной деятельности, а также произвести коррекцию взглядов на свое будущее и возможности.

Основное содержание работы.

На протяжении 2010–2012 годов проводилась работа со студентами 4-5 курсов механико-технологического и энергетического факультетов. Общее количество участников 67, из них 58 юношей (86,6%) и 9 девушек (13,4%).

Социально-психологическое сопровождение начиналось с психодиагностики представления студентов о собственной карьере и профессии. При этом использовался тест-опросник «Якорь карьеры» и проводилась беседа о том, как наши респонденты представляют свою работу, себя в работе, что знают о выполнении своих профессиональных обязанностей.

«Якорь карьеры» дал возможность сделать срез таких, личностных качеств как профессиональная компетентность, автономия, менеджмент, стабильность работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни и предпринимательство, а также определить уровень мотивации респондентов.

Следующим этапом работы стала психокоррекция, которая заключалась в формировании верного восприятия своей будущей работы, профессионального потенциала, объективной оценки профессиональных знаний и умений, уровня притязаний. Среди методов, которые использовались, были ролевые деловые игры, упражнения для изменения самооценки, коучинг, а также беседы со специалистами, которые работают в данный момент по профессии (как реализовавшими себя так, и недовольными ею) с последующим анализом причин успешности и не успешности.

Третий этап представлял собою проверку результата, проведенной работы: в нее входила повторная психодиагностика и беседа.

Результаты и выводы.

Результаты до и после проведения работы представлены в таблице (см. раздел «Дополнительные материалы», скачать файл).

В целом, исходя из полученных данных, большая часть качеств, над которыми велась работа, укрепили свои позиции у наших респондентов, однако, имеется существенная разница между некоторыми из них. Так в категории «девушки МТФ» профессиональная компетентность стала меньше на 0,6 балла. Хотя во время работы и беседы их взгляды и представление о профессии казалось более цельными и серьезными чем у парней. У парней механико-технологического факультета снизилось на 0,3 балла значение места проживания — это можно объяснить тем, что большая часть представителей студенчества приезжие.

У парней энергетического факультета в свою очередь снизилось такое качество как предпринимательство (0,3). Это может служить показателем того, что у данной группы респондентов работа на себя не является приоритетным направлением деятельности и профессиональной самореализации. У девушек этого факультета после работы понизилось значение автономии (-0,2) и вызова (-0,1). Следовательно, они не настроены на отвоевывание личного профессионального пространства и независимости в работе.

В целом, разработанная программа социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности студентов является актуальной и злободневной, хотя в связи с тем, что сроки внедрения ее в учебную работу не велики ее и дальнейшая доработка и апробация будет продолжаться.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su