Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Школа профессионального роста» (образовательная программа)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, такие как СРЦН, ЦПД и СП возникли в стране как спасательные, оказывая помощь детям в кризисной или посткризисной ситуации. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни.

Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные помещения, сдавшие свои площади коммерческим фирмам.

Социальная и педагогическая запущенность безнадзорных и беспризорных детей настолько велика, что порой даже обучение их в классах коррекции не дает желаемого результата. Девиантное поведение и низкая школьная мотивация учащихся не позволяет специалистам образовательных учреждений найти эффективные способы положительного взаимодействия с ними.

Работа педагогов социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних требует от них глубокого понимания и знаний не только возрастных, но и специфических особенностей детей, лишенных практически с рождения социального и психологического благополучия.

Создание «Школы начинающего специалиста» (позднее «Школа профессионального роста») продиктовано необходимостью оказания системной помощи работающим педагогам специализированных учреждений, а также возможностью создания условий для их успешной адаптации в новой профессиональной деятельности.

Как показывает практика деятельности СРЦН воспитателям, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам самостоятельно бывает очень трудно овладевать инновационными технологиями взаимодействия с дезадаптированными детьми, так как современные профессиональные образовательные учреждения не ориентируют выпускников на работу в специализированных учреждениях социального типа.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: подготовить педагогов и других специалистов к взаимодействию с дезадаптированными детьми и рациональному выбору современных технологий реабилитации несовершеннолетних.

Задачи проекта:

  • Познакомить слушателей с типами специализированных учреждений для несовершеннолетних (Социально-реабилитационный центр, Центр помощи детям, Приют).
  • Показать преимущества СРЦН в комплексной реабилитации несовершеннолетних.
  • Изучить общие принципы реабилитационной работы и условия их реализации.
  • Помочь специалистам овладеть способами психолого-педагогической диагностики и методикой организации и проведения коррекционно-развивающих занятий.
  • Познакомить с методикой оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам в преодолении трудностей в общении.
  • Раскрыть эффективные способы взаимодействия с семьями воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основное содержание работы.

В 2012 году в рамках «Школы профессионального роста» было реализовано два учебных курса:

  • Модуль «Основы коммуникативной деятельности специалиста СРЦН». Всего 16 часов, из них 10 практических.
  • Модуль «Игра в социально-реабилитационной работе: организация и методика проведения» Всего 8 часов, все практические.

Модуль «Основы коммуникативной деятельности специалиста социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Цель: формирование у слушателей представлений о понятии, сущности, основах коммуникативного процесса как инструмента успешной деловой и профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Дать специалистам представление об особенностях проявления и уровнях коммуникации.
  • Расширить знания слушателей о влиянии личностных особенностей на процессы взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности.
  • Совершенствовать навыки специалистов в разработке стратегий общения в профессиональной деятельности.

Основные темы модуля:

  • Общение и коммуникация в профессиональной деятельности: понятие, виды, структура.
  • Коммуникативные барьеры: понятие и типология.
  • Коммуникативная и эмоциональная компетентность.
  • Игровые коммуникации.
  • Визуальная культура специалиста в процессе коммуникации. Имидж специалиста.
  • Визуальная, тактильная, акустическая и альфакторная системы знаков.
  • Общение как взаимодействие. Правила слушания.
  • Гендерные аспекты коммуникативной деятельности.

В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:

наиболее рационально организовывать педагогическое взаимодействие с дезадаптированными детьми и их семьями;

  • актуализировать знания и умения в области организации эффективной коммуникативной деятельности с различными категориями клиентов;
  • предупредить возможность профессионального эмоционального выгорания.

Модуль «Игра в социально-реабилитационной работе: организация и методика проведения»

Цель модуля: показать преимущества игры перед другими способами воспитания и развития детей, раскрыть методику подбора игр в соответствии с возрастом дезадаптированных детей и их психологическими возможностями.

Задачи:

  • Способствовать созданию условий для распространения современных методик, игровых технологий в процессе организации комплексной реабилитации несовершеннолетних.
  • Обеспечить наиболее эффективную форму организации досуга с детьми и подростками.
  • Совершенствовать навыки специалистов в разработке стратегий руководства разнообразной игровой деятельностью, в том числе и инновационной.
  • Способствовать развитию у слушателей профессионально-значимых коммуникативных навыков в процессе организации игровой деятельности.
  • Освоение способов реанимации положительных личностных качеств у несовершеннолетних через игру.

Основные темы модуля:

  • Социально-психологические основы игры. Значение игр в реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • Театрализованные игры. Организация и методика проведения разнообразных игр-театрализаций в условиях СРЦН.
  • Психологические игры, особенности их организации и проведения с дезадаптированными детьми.
  • Спортивно-развлекательные досуговые игры как здоровьесберегающая технология реанимирующая навыки здорового образа жизни несовершеннолетних.

В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:

  • приобрести навыки организации и проведения разнообразной игровой деятельности с несовершеннолетними в условиях специализированного учреждения;
  • овладеть способами структурирования игровой деятельности с дезадаптированными детьми;
  • освоят методы и приемы организации досуговой деятельности с включением в нее разнообразных игровых сюжетов.

Основные формы и методы организации занятий:

  • Лекции;
  • Дискуссии;
  • Тренинги;
  • Мастер-классы;
  • Обмен опытом;
  • Круглые столы;
  • Научно-практические семинары;
  • Деловые игры.

Результаты, выводы.

Инициатива по созданию условий для подготовки педагогов к работе в СРЦН с помощью данных модулей, несомненно, имеет свои положительные результаты. Данный опыт позволяет совершенствовать навыки взаимодействия педагогов с дезадаптированными детьми, способствует формированию уверенности и стабильности в нелегкой, но столь важной профессиональной деятельности специалистов.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su