Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Территория успеха» (социально-реабилитационная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей)


Актуальность проблемы.

В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, одной из задач реабилитационного процесса является помощь воспитанникам в овладении навыками организации собственной жизни в соответствии с существующими в социуме нормами, развитие навыков культуры поведения. Строя отношения с детьми, необходимо довести до их сознания определенные нравственные нормы и правила, которые регулируют жизнедеятельность детей и взрослых в условиях госучреждения, и организовать практику их выполнения.

Зачастую подросток, длительное время живший в асоциальной среде, с трудом принимает и может соблюдать какие-то правила поведения, нормы нравственности. Такие «стимуляторы», как беседы и тем более методы принуждения, как правило, бывают малоэффективными, а порой и вовсе вызывают протестные реакции. Решая эту проблему, педагоги отделения пришли к выводу о необходимости создания системы поощрения и стимулирования социально приемлемых форм поведения.

Важную роль в социальной реабилитации воспитанников играет включение их в различные виды трудовой деятельности, а также сама педагогически целесообразная организация труда дезадаптированных подростков. Необходимо формирование устойчивого положительного отношения к труду, психологической готовности к разнообразной трудовой деятельности.

При решении проблемы организации трудовой деятельности детей чрезвычайно важным и актуальным в воспитательном плане является вопрос стимулирования труда. На наш взгляд, для воспитанников учреждения нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд.

Результатом поисков эффективных форм работы по данным направлениям явилась разработка и реализация в течение 5-ти лет (2008-2012г.г.) проекта «Территория успеха», который является составной частью программы по детско-взрослому соуправлению «Республика СМиД».

Цели и задачи.

Цель проекта — формирование личности воспитанника через рейтинговую систему стимулирования активной трудовой деятельности и социально приемлемых форм поведения.

Задачи:

  • коррекция поведения воспитанников через устранение девиаций и формирование комплекса поведенческих стереотипов, укладывающихся в диапазон социальных норм;
  • формирование позитивной мотивации к труду как основной жизненной доминанте;
  • обеспечение условий для ориентации активности воспитанников на деятельность преобразующего плана;
  • создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Реализация проекта.

Контингент участников: воспитанники отделения социальной реабилитации детей и подростков с круглосуточным пребыванием ОГКУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Саянска».

Направления деятельности:

  • социально-трудовая реабилитация;
  • формирование норм нравственного, социально приемлемого поведения, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей.

Схема реализации программы

Для достижения поставленной цели осуществляется работа по нескольким блокам:

  • Система личных рейтингов воспитанников

При совместном участии педагогов и старших воспитанников разработаны критерии оценки различных параметров трудовой деятельности и поведения. По каждому из выделенных параметров воспитанник в течение дня может получить так называемый «красный» балл, который увеличит личный рейтинг, либо «черный» балл, уменьшающий рейтинг подростка. Итоги подводятся в конце дня совместно педагогом и старшими ребятами. Таким образом, в конце месяца каждый воспитанник имеет личный рейтинг, выражающийся в определенной сумме баллов. Набравшие наибольшее количество баллов получают звание «Самый успешный» этого месяца.

  • Учет трудовой деятельности воспитанников через трудовые книжки

Дополнительной возможностью повысить свой рейтинг для каждого воспитанника является активная работа в мастерских, а также посильная помощь рабочим по обслуживанию здания. Оценивает объем и качество выполненной работы тот специалист, с кем работает подросток. Соответствующая запись делается в личной трудовой книжке воспитанника. Такая форма работы способствует проявлению инициативы в труде, освоению подростками новых трудовых умений и навыков, а также стимулирует стремление выполнять порученную работу качественно.

  • Работа детского магазина

В конце каждого месяца на один день открывается детский магазин. Его работа организуется психологом; «продавцами» выступают педагог и воспитанник. Заработанные в течение месяца рейтинговые баллы превращаются в условные денежные единицы, на которые подросток может купить в магазине нужную ему вещь. Ассортимент магазина составляется, исходя из потребностей и пожеланий детей, а также материальных возможностей Центра.

Эффективность реализации проекта.

Проект вызвал большой интерес со стороны воспитанников. Он научил их оценивать свои поступки, результаты своего труда; дал опыт распоряжения своими материальными ресурсами. Проект способствовал развитию таких личностных качеств, как ответственность, умение предвидеть последствия и результат той или иной деятельности, повышению мотивации к проявлению социальной активности.

…В реабилитационном процессе много движущих сил. Одной из самых важных является надежда ребенка на успех. Когда ожидания ребенка сбываются, он начинает верить в себя. Надежда на успех живет в каждом, но успех гарантирован не всякому, а лишь тому, кто прилагает силы. С помощью данного проекта нам удалось создать территорию, на которой каждый воспитанник имеет возможность стать успешным, пространство, где есть условия для получения от собственного труда положительного эмоционального заряда, материального и морального удовлетворения.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su