Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Родители в предшкольной жизни ребенка» (долгосрочный проект)


Автор:

Родители — взрослые люди и пытаться воздействовать на них педагогически, даже из лучших побуждений, просто неэтично. На сегодня сложилась такая ситуация, что для нормального развития дошкольников педагогический всеобуч для родителей, а особенно при подготовке детей к школьному обучению, — жизненная необходимость. Однако традиционные методы не всегда оказываются эффективными. Практикумы для родителей с использования комплексного подхода являются важной составляющей образовательного процесса. Комплексный подход, включает в себя игровые методы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тестирование, проективные рисуночные методики и вызывают безусловный интерес у родителей. Подача информации в виде презентаций оказывает эффективное воздействие на уставших в вечернее время родителей. Поступая одновременно через зрительный и слуховой каналы, затрагивая эмоциональную сферу человека, хорошо воспринимается и запоминается. Родителям будущих первоклассников предоставляется реальный опыт игрового партнерства в учебной группе для взрослых.

Идея, цели и задачи проекта.

Основная идея — активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей.

Цель — обогащение воспитательного опыта родителей при подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

  • обратить внимание родителей на степень вовлеченности в предшкольную подготовку ребенка;
  • проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни;
  • вовлечь родителей в игровой диалог с детьми.

Участники проекта.

Педагог-психолог, родители, будущих первоклассников, дети.

Этапы проекта.

  1. Организационный этап: взаимная договоренность с родителями; разработка тематического цикла встреч.
  2. Подготовительный этап: оформление тематических презентаций; организация пространства; подготовка диагностического материала и др.
  3. Диагностический: проективные тесты для детей: «Рисунок семьи», «Птенец», «Хороший и плохой ребенок», «Школа»; анкеты для родителей: «Каков социальный опыт моего ребенка», «Мое мнение о школьной жизни», «Познавательные потребности ребенка», «Стили семейного воспитания», «Какой я родитель?».
  4. Реализация проекта — в течение учебного года.

План мероприятий.

  1. Октябрь. Деловая игра «На пороге школы». Цель — предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребенка к школе.
  2. Ноябрь. Практикум «Привлекательный образ наставника» и «Я как наставник ребенка». Цель — обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство предшкольной подготовки.
  3. Февраль. Практикум «Играем и развиваемся вместе». Цель — познакомить родителей с играми, развивающими познавательные способности ребёнка.
  4. Апрель. Практикум «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». Цель — изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению, анализ умения принимать переживания ребёнка.

Проект предполагает интеграцию разнообразных видов деятельности.

Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально-насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера.

  • Игровые упражнения. Дают возможность вовлечения родителей в игровой диалог с детьми. Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Ролевое проигрывание проблемной задачи. Техника «Активного слушания» и форма «Я-высказывания» наиболее удачные способы эмоционально открытого общения родителей с ребёнком. К примеру, выполняя упражнение «Заменим оценочную форму обращения к ребёнку» уточняем, в чём видится родителю оценочный характер сообщений.
  • Деловые игры, проводимые в родительских группах, нацелены на развитие их рефлексивных способностей, входящих в структуру личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу.
  • Тестирование, анкетирование. Психологи доказали, что знакомство с ответами на тесты влияет на внутренний настрой и поведение тестируемого. Он старается как можно точнее соответствовать положительному результату, поэтому отвечает на вопросы теста не совсем так, как это сделал бы в ситуации незнания. Кроме того, после такого тестирования человек начинает жить и поступать несколько по- другому. Иначе говоря, он становится другим.
  • Дискуссии — родителям свойственно ударяться в крайность. Одни берут всю ответственность за школу на себя. Другие считают, раз ребёнок пошел в школу. значит он уже достаточно самостоятельный и нет нужды его контролировать. Так в чем же заключается разумная мера участия родителей в школьных делах ребенка? Как определить степень своего присутствия? В этом случае полезно предложить родителям обменяться мнениями, высказать в ходе дискуссии личные предпочтения и услышать стороннее мнение.

Необходимые ресурсы.

Мультимедиа. Фотоаппарат. Игровой материал. Ноутбук. Раздаточный бланковый материал. Место проведения — музыкальный зал.

Результативность работы.

Предполагаемый результат.

  1. Снижение родительской тревожности на этапе подготовки детей к школьному обучению.
  2. Повышение родительской компетентности по вопросу комплексной подготовки к школьному обучению.

Пролученные результаты.

Проведение мероприятий в течение года отмечалось высокой посещаемостью родителей, будущих первоклассников в среднем 86,7%.

По результатам анкетирования «Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения» по направлениям:

  • информированность — 88%;
  • вовлеченность — 85,3%;
  • удовлетворенность — 81,7%.

Прослеживается значимость и эффективность работы с родителями в рамках данного проекта. Все показатели соответствуют высокому уровню.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su