Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Культурно-историческая психология» (международный научный журнал)


Полное название проекта

Международный научный журнал «Культурно-историческая психология»

Актуальность

Существующие научные журналы отражают либо общую ситуацию в психологиче-ской науке, либо концентрируют свое внимание на конкретной отрасли психологии.

Без преувеличения можно сказать, что культурно-историческая психология – одна из самых крупных и имеющих международное признание школ в отечественной психологии. На ее основе создаются новые направления и течения в современной психологии.

Растет и интерес к ней зарубежных ученых, о чем свидетельствует проведение те-матических конференций (см., например, конференции, проводимые Международным обществом культурно-деятельностных исследований – ISCAR; университетами Гаваны, Сан-Пауло и Санто Андре «International conference: the cultural-historical approach as an issue»; Европейской ассоциацией исследований в области образования детей младшего возраста (EECERA): «Exploring Vygotsky’s Ideas: Crossing Borders» и др.).

При этом в России специализированных изданий, в которых обсуждались бы со-временное состояние и перспективы культурно-исторической психологии, деятельностной психологии, а также других современных культурно-ориентированных дисциплин пока нет.

Социальная, научная и практическая значимость

Журнал способствует проведению и обсуждению теоретических и эмпирических исследо-ваний, осмысляющих, расширяющих и развивающих культурно-исторический подход в психологии.

Авторами журнала являются не только известные психологи, но и аспиранты, студенты, чьи работы соответствуют уровню научного журнала. Такое расширение аудитории авто-ров позволяет поддерживать талантливых молодых ученых.

В журнале регулярно публикуются оригинальные зарубежные исследования, знакомящие с новыми тенденциями в развитии культурно-исторической психологией в других стра-нах.

Журнал доступен широкому кругу читателей за рубежом, что быстро делает известными многие разработки российских психологов для иностранных психологов и поднимает пре-стиж нашей науки.

Значение для развития психологии

Появление специального тематического журнала создает благоприятные возможности для дальнейшего творческого развития культурно-исторического направления в психологии, стимулирует расширение его практических приложений для решения многих социальных проблем. Журнал поддерживает высокие научные стандарты для публикаций, отдавая приоритет глубоким теоретико-эмпирическим и прикладным исследованиям; тем самым способствуя преодолению заметных тенденций к деградации научного уровня психологи-ческих исследований в нашей стране.

Цели

Сохранение, развитие и трансляция традиций научной школы Л.С.Выготского, и научных школ его соратников и последователей: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Б.В. Зейгарник и др.

Развитие конструктивного диалога представителей культурно-исторической школы в пси-хологии с представителями других школ и направлений.

Аудитория, на которую рассчитан проект

психологи, ведущие исследования в области культурно-исторической и деятельностной психологии, теории и методологии, истории психологии; студенты, аспиранты, широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории, методологии психологии, культуры.

Основное содержание работы (или ее этапы)

Учредитель и издатель – Московский городской психолого-педагогический университет (2005 г.). Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением за-конодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия ПИ№ФС77-21626 от 29 июля 2005 года, ISSN: 1816-5435.

Журнал – периодическое специализированное научное издание по проблемам культурно-исторической психологии (журнал выходит один раз в квартал). На страницах журнала обсуждаются методологические вопросы современной культурно-исторической и дея-тельностной психологии, публикуются статьи как по «классическим» темам культурно-исторической психологии, так и результаты исследований, сделанных на «стыке» теорий и наук, в том числе статьи иностранных авторов.

Тематические номера журнала иллюстрируют результаты и направления современных ис-следований культурно-исторической и деятельностной психологии – специальная психо-логия, психология искусства, кросс-культурные исследования, детская и возрастная пси-хология. За период с июля 2005 г. по март 2007 г. было выпушено шесть номеров журнала и два дайджеста на английском языке за 2005 и 2006 гг., соответственно. Основными те-мами изданных номеров были следующие: номер 2005/2 был посвящен 75-летию В.В.Давыдова; 2006/1 – 100-летию А.В.Запорожца и 110-летию М.М.Бахтина; 2006/2 – ис-следованиям проблемы мышления в культурно-исторической психологии, проблеме раз-вития научных и житейский понятий; 2006/3 – специальной психологии, проблемам пси-хического развития детей с нарушениями в развитии; 2006/4 – психологии искусства.

Особое внимание уделено поиску и сохранению научного наследия школы Выготского – в журнале публикуются архивные материалы, уникальные рукописи учеников и последова-телей Выготского.

Результаты, выводы

Журнал включен в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образова-ния и науки Российской Федерации, является аффилированным журналом Международ-ного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Журнал включен в базу данных PsyINFO Journals Coverage.

Информация о журнале представлена в глобальной сети Интернет, в специальном разделе сайта www.vygotsky.mgppu.ru. Содержание каждого номера, аннотации и ключевые слова к статьям, сведения об авторах, требования к статьям и другая информация для авторов – развернуты на страницах сайта как на русском, так и на английском языках.

Рубцов Виталий Владимирович - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, ректор МГППУ, директор ПИ РАО; Область научных интересов: педагогическая психология, детская психология, социально-генетическая психология, психология развития, учебная деятельность, учебное действие диагностика. Общее число публикаций: 200  

Марголис Аркадий Аронович - кандидат психологических наук, первый проректор МГППУ; Область научных интересов: педагогическая психология, детская психология, социально-генетическая психология, психология развития, учебная деятельность, учебное действие диагностика. Общее число публикаций: 40

Зинченко Владимир Петрович - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования; Область научных интересов: вопросы методологии и истории отечественной психологии. Общее число публикаций: 450

Мещеряков Борис Гурьевич - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии; Область научных интересов: культурно-историческая психология методология науки история психологии. Общее число публикаций: 85


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su