Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Жизнь и научное творчество С.М. Василейского» (учебное пособие)


Автор:

1. Стоюхина Н.Ю. Жизнь и научное творчество С.М. Василейского: Учебное пособие. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. – 156 с.

2. Актуальность. История психологии, как российская, так и региональная, полна «белых пятен». Зачастую мы даже не представляем, кто был до нас, кто буквально – «стоял у истоков» научного психологического знания в родном городе. Одним из таких забытых ученых был Серафим Михайлович Василейский, ныне почти забытый, кого К.К. Платонов причислял к «психотехническим вождям». Работа представляется нам актуальной ввиду того, что читателям представляется возможность увидеть, ощутить, как судьба отдельного ученого трагически преломляется в судьбе всей психологической науки ХХ века, полной драматизма.

3. Социальная, научная и практическая значимость.

Возрождение забытого имени большого ученого, попытка передать читателям, особенно студентам, ощущение близости и осязаемости Истории. Прочтение классических первоисточников по психологии труда, к созданию которых имел прямое отношение профессор, заведующий той кафедрой, к которой студенты относятся. Также нам хотелось показать читателям судьбу ученого – служителя Науки, добросовестно делающего свое дело, не сломившегося под тяжестью невзгод.

4. Значение для развития психологии. Долгое время имя С.М. Василейского в НГПУ замалчивалось. Причиной того был тот факт, что С.М. Василейский был педолог и психотехник. В 1990-х гг., когда можно было писать и говорить об истории науки без ограничений, также не нашлось автора, желающего осветить его драматическую судьбу. Нами сделана попытка на фоне реконструкции событий того времени, осмысляя их, поставить вопрос перед читателем: почему в Нижнем Новгороде не сложилась научная психологическая школа (по аналогии – школа Мерлина в Перми), несмотря на то, что все предпосылки для этого были.

Также опубликование отдельных фрагментов работ Василейского, кроме «восстановления исторической справедливости», имеет практическое значение: если не фиксироваться на идеологическом фоне, работы современны, актуальны, свежи и интересны до сих пор.

5. Целями нашей работы было:

▪ напомнить психологическому сообществу о незаслуженно забытом ученом;

▪ реконструировать события 1930-1950-х гг., происходивших в Горьковском пединституте;

▪ попытаться осмыслить трагические страницы науки психологии, отразившиеся в судьбе ученого С.М. Василейского;

▪ собрать сохранившиеся тексты ученого;

▪ попытаться отрефлексировать факт появления в Нижнем Новгороде большого ученого, творчество которого могло бы положить основание «научной школе» в городе;

▪ ознакомить, в первую очередь, студентов с научным наследием классика психотехники.

6. Аудитория, на которую рассчитан проект:

студенты, обучающиеся по специальности «Психология» и изучающие дисциплины «История психологии», «Психология труда»;

магистры и аспиранты, решившие глубже ознакомиться с историей психологии в Нижнем Новгороде;

преподаватели психологии и педагогики НГПУ;

все неравнодушные к истории своего города.

7. Основное содержание работы.

Учебное пособие состоит из двух разновеликих частей: первая часть – меньшая - биография ученого, восстановленная по архивным материалам, ранее нигде не публиковавшимся, вторая часть – большая – фрагменты работ С.М. Василейского, как ранее напечатанных, так и сохранившихся только в рукописном варианте, например, так и не напечатанная монография «Техническое новаторство в психологическом освещении» или глава из задуманной книги «Методика психологического изучения личности».

Биография ученого излагается в хронологическом порядке.

С.М. Василейский родился в 1888 г. в в селе Ново-Геранькине Бузулукского уезда Самарской губернии в семье священника. Он окончил Бугурусланское Духовное училище,  в 1903 г. поступил в Самарскую Духовную Семинарию. В 1909 г. С.М. поступил в Петербургский психоневрологический институт, где его учителем был А.Ф. Лазурский. А через год – в Петербургский университет на историко-филологический факультет, где изучал философию и психологию, работал в семинариях проф. А.И. Введенского и проф. Н.О. Лосского. Для усовершенствования в психологии и философии в 1915 г. был командирован в Лейпцигский университет, где слушал лекции Вундта по психологии, лекции проф. Фолькельта по философии и занимался в психологической лаборатории университета под руководством приват-доцента Брана. Осенью 1914 г. держал государственные экзамены и получил диплом I степени.

Осенью 1917 г., спасаясь от голода, Василейский переехал на родину, в Самару, где уже стал работать в качестве преподавателя психологии, истории и педагогических наук в в Самарском педагогическом институте и одновременно в 1-й и 2-й мужских гимназиях. С 1919 года стал занимать должность доцента психологии и педагогики.

В конце 1923 г. Серафим Михайлович был избран профессором психологии и педагогики в Витебском педагогическом институте, а осенью 1924 г. перешел на работу в Белорусский (Минский) государственный университет в качестве профессора психологии и педагогики, психотехнике и педологии. Возглавил Центральную психотехническую Лабораторию БССР, основными задачами которой были: проведение психотехнических исследований, профотбор и профконсультации, разработка и подбор тестов для исследований, составление профессиограмм. Именно в Белоруссии С.М. Василейский много и успешно печатается, в основном, это работы по психотехнике, некоторые из них удостоились высокой оценки проф. И.Н. Шпильрейна и проф. Е. Аркина.

По конкурсу, объявленному педагогическим факультетом Нижегородского государственного университетом в конце ноября 1927 г., Серафим Михайлович был избран профессором на кафедру педологии. Здесь он много и успешно преподавал, но время (1930-е гг.) было для науки очень тяжелым. Он пережил гонения на педологию и психотехнику, но 8 февраля 1939 г. приказом по ГПИ его увольняют за «протаскивание педологических извращений в курсах «Детская психология».

С.М. Василейский уезжает в Кировский Педагогический институт с занятием должности профессора психологии. Там он много работает над своим исследованием «Психология технического изобретательства». В 1946 г. он возвращается в Горький. В 1952 г. Василейский выносит свое диссертационное исследование на защиту, но ВАК отклоняет ходатайство диссертационного совета «ввиду того, что представленная к защите работа не отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание степени доктора наук».

В дальнейшем С.М. Василейский пытается напечатать диссертацию как научную монографию, но ему отказывают. Он руководит кафедрой общей психологии, много преподает, выпускает монографию «Лекционное преподавание в высшей школе», участвует в конференциях. В 1961 г. профессор умер.

8. Результаты, выводы.

Данная работа имеет серьезное значение, как для психологии, так и для преподавания ее. Когда традиции перестают быть памятными, то и смысл новации теряется. Чем дальше от традиций, тем более накапливается в методике преподавания психологии ощущение драматизма: теперь продвижения, динамика в наборе дидактических единиц во многом сводится к эклектике, к «ретро-», а порой и «квази-». Восстановление, реставрация традиций могут быть не менее плодотворными, чем революции. И они совсем не обязательно означают ретроспективу, они могут означать и перспективу. Прошлое – это ведь еще и нереализованные варианты истории, и упущенные возможности.


ОТЗЫВ (доктор психологических наук, профессор Е.Е. Дмитриева, НГПУ)

С.М. Василейский был заметной фигурой в российской психотехнике 1930-х гг. В Горьковском педагогическом институте он заведовал кафедрой общей психологии долгое время, преподавал психологию многим из тех, кто в последствие стал развивать психологию в Горьком, а затем – в Нижнем Новгороде.

Н.Ю. Стоюхина собрала обширный архивный материал, ранее нигде не публиковавшийся, буквально по крохам «вычитала» информацию об ученом из тех немногих источников, авторы которых упоминают о С.М. Василейском.

Судьба ученого в своей трагичности похожа на судьбы многих его ровесников, чье служение выбранному делу – науке было пожизненным и беззаветным. Как часто было в семьях священников, С.М. Василейский, окончив семинарию, поступил для продолжения образования туда, где получают естественнонаучное образование – Психоневрологический институт Бехтерева, а затем еще и в Санкт-Петербургский университет. Испытав на себе влияние личностей – своих учителей Лосского, Введенского, Лазурского, Вундта, Серафим Михайлович на всю жизнь пронес любовь к психологии. Будучи прекрасно образован, знавший европейские языки, он также был превосходным педагогом, и старшее поколение работников кафедры, имевших счастье учиться у него в 1950-х гг., до сих пор вспоминают его лекции и семинары.

Печатное научное наследство С.М. Василейского не сохранилось в полном объеме – причиной тому, быть может, страх людей, приведший к небрежности в хранении его книг: ведь долгие десятилетия упоминание о педологическом и психотехническом прошлом ученого было нежелательным как для него самого, так и для окружающих. Поэтому так ценна попытка Н.Ю. Стоюхиной найти те немногие сохранившиеся его книги, сделать выборку тех фрагментов из их содержания, которые были бы в настоящее время интересны для студентов-психологов. Сюда вошли отрывки из таких трудов С.М. Василейского как: учебное пособие, заслужившее одобрение И.Н. Шпильрейна и Е. Аркина «Введение в теорию и практику психологических, педологических и психотехнических исследований», работы «Из теории и практики профориентации и профконсультирования», «Комментарии и инструкции к постановке испытаний по «Основному комплексу тестов», монография «Лекционное преподавания в высшей школе. Краткий очерк его, психолого-педагогические основы и общая методика», статья по истории психологии «Психологические учения Ламеттри», а также из неизданного – монография «Психология технического новаторства» и «Методика психологического изучения личности человека».

Пользуясь учебном пособием при изучении темы «Психологическая наука в СССР в 1930-е гг.» в курсах «История психологии», «Психология труда», студенты смогут лучше понять, как становилась психотехника, какие вопросы она решала в то непростое для страны время и как мы надеемся, ощутить гордость за нашего земляка, большого ученого С.М. Василейского.

Стоюхина Наталья Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент. Окончила Горьковский государственный университет и Горьковский педагогический институт им. М. Горького. Место работы: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, кафедра психологии и педагогики. Сфера научных интересов: история психологии, методика преподавания психологии.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su