Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Мой мир или сам себе режиссер» (психолого-педагогическая развивающая программа для подростков)


Цель проекта – создание оптимальных психолого-педагогических условий  досуговой деятельности подростков, способствующих  развитию их самосознания.

Задачи:
  • повышение уровня социальной адаптации;
  • развитие процессов саморегуляции, самооценки личности;
  • обучение навыкам рефлексии;   
  • развитие эмпатии и навыков эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; 
  • коррекция психических состояний подростков через формирование их целевых установок на развитие самосознания;
  • снижение уровня конфликтности между подростками и средой, выработка устойчивости психики в процессе разрешения конфликтных ситуаций. 
Актуальность
 
Результаты современных исследований в отечественной психологической науке указывают  на возникновение таких проблем как обеднение и ограничение сферы общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отверженности, низкий уровень коммуникативной компетентности подростков. Отмечается интенсивная примитивизация сознания подростков, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. За этими внешними проявлениями кроются как внутренние глубинные переживания ребенка – неуверенности, одиночества, страха, так и – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. В то же время у современных подростков на первый план выходит свой особый поиск смысла жизни, возрастает критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в  социальном развитии. Все это предполагает поиск условий, стимулирующих рост и совершенствование творческих сил каждого молодого человека, его критического мышления, помогающих саморазвитию и самореализации.
 
Научная и практическая значимость
 
Данная программа основана на технологии интерактивной работы с подростками. Интерактивность происходит от английского слова interacnion – взаимодействие. Для нас интеракция заключалась в организации взаимодействия между общающимися индивидами: как подростками, так и взрослыми (педагогом и психологом). Этот момент особенно важен, так как современные подростки вышли из системы постоянного контакта со взрослыми, хотя именно такой контакт, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями способствует формированию психических новообразований у подростков. На наш взгляд, разработка технологии активного взаимодействия педагога, психолога и подростка, направленной на развитие уровня самосознания подростка, может способствовать повышению эффективности деятельности по воспитанию и социализации личности.
 
В данной программе предложена  концепция работы с подростками, основанная на совокупности принципов: 
  • Свобода мнения. Следование за ребенком, подростком, предоставление ему свободы выбора действий и решений.
  • Доброжелательная атмосфера. Совместная целенаправленная взаимодополняющая деятельность психолога и педагога в ходе игры.
  • Видеохроника. Видеозапись занятия позволяет посмотреть подростку на себя и других со стороны, дает возможность увидеть эффективность деятельности педагога и психолога.
  • Создание и поддержание ситуации успеха.
  • Следование индивидуальному пути развития подростка.
Разработанная в ходе реализации проекта технология может служить основой организации занятий с подростками во внеучебное время.
 
Основное содержание работы 
Содержание  проекта составили четыре взаимодействующих сферы, каждая из которых представляла собой этап реализации программы:
  1. «Здравствуйте, это я!» (диагностика и оценка самосознания: осознание собственных внутренних переживаний и потребностей).  
  2. «Я это Я» (развитие самосознания: формирование целевых установок на саморазвитие; коррекция мотивов, психических состояний; развитие навыков саморегуляции, рефлексии).
  3. «Я и другие» (развитие коммуникативной компетенции, освоение различных техник общения, изменение поведения в конфликтных ситуациях, изучение особенностей взаимодействия полов).
  4. «Я – сам» (самоменеджмент, создание целостного Я-образа).
Основные формы проведения занятий: тренинг, драматизация, арт-терапия, ролевая игра, открытое видеонаблюдение, веревочный   курс.
Программа рассчитана на 10 занятий. Длительность каждого занятия составляет 90 минут. 
 
Структура занятий включает в себя несколько уровней:
Уровень 1:
  • Мотивационный (осознание необходимости деятельности);
  • Эмоциональный (эмоции, чувства, чувственный отклик).
Уровень 2:
  • Познавательный (передача информации, знаний);
  • Поведенческий (практическое применение полученной информации).
Уровень 3:
  • Рефлексивный (анализ и сравнение ситуации с мировоззрением личности);
  • Духовно-нравственный (личностный рост).
Отличительной особенностью программы является проведение и организация цикла занятий на основе  интерактивных методов и видеозаписью занятий с последующим анализом полученных материалов всеми  участниками проекта.
 
Проект был реализован  в работе с подростками 12 – 15 лет во внеучебное время (школьные каникулы) на базе автономной некоммерческой организации «Центр практической психологии г. Орска» в 2011 году. По результатам апробации программы, следуя пожеланиям подростков, был создан подростковый клуб «Встреча». Деятельность  подросткового клуба нацелена на развитие личности подростка, на формирование способности молодых людей к активной жизнедеятельности в современном обществе при обеспечении развития каждого подростка как неповторимой человеческой индивидуальности через повышение уровня самосознания.

Трубникова Антонина Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологииОрского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета.

Сфера научных интересов:социальная психология образования; индивидуальное и семейное консультирование; игротерапия и сказкотерапия. Основные публикации: «Психолого-педагогический практикум. Учебное пособие» (2010г.). «Образовательная психолого-педагогическая программа «Практическая социальная психология» (в соавт., 2010г.). «Факторы социализации личности учащихся в условиях современного промышленного города. Коллективная монография». (2011г.). «Социально-психологический анализ психических состояний и целевых установок учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы». Монография (2011г.).

Сизганова Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета.  Сфера научных интересов: современные образовательные технологии в вузе, проектная и исследовательская деятельность в образовании. Основные публикации: Основы профориентологии «Нормативно-правовое обеспечение образования»  учебно-методическое пособие (2011). «Реализация учебно-методического комплекса в процессе подготовки студентов к социально-педагогической деятельности» (статья в журнале «Начальная школа» -№ 10.-2010.-с.68-74) . Монография «Проектирование учебно-методического комплекса как средства формирования готовности студентов к социально-педагогической деятельности»(2007). «Образовательная психолого-педагогическая программа «Практическая социальная психология» (в соавт., 2010г.).

Орлова Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. Сфера научных интересов: педагогика и методика школьного образования, педагогическая психология, современные психолого-педагогические технологии обучения и воспитания. Основные публикации: Учебное пособие «Психолого-педагогический практикум»(2010г.), Образовательная психолого-педагогическая программа «Практическая социальная психология» (в соавт., 2010г.).

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su