Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Экология речи как средство мотивирующего сотрудничества учителя-логопеда с семьями воспитанников» (статья-описание проекта адресного сопровождения семейно-педагогического альянса)


Современные представления о речевой среде как системообразующем факторе развития и коррекции речи предполагают личностно ориентированный, проективно насыщенный, эмоционально развёрнутый ресурс. В эпоху информации же слово зачастую обесценивается. А слово о словах в работе логопеда, я полагаю, требует новых, необычных средств, интригующих факторов доходчивости и привлекательности.

Я работаю учителем-логопедом в специализированном детском саду. У нас замечательный педагогический коллектив, современные условия для работы, хорошее взаимопонимание с родителями воспитанников. Но многие коллеги отмечают, что энтузиазм родителей по поводу домашних занятий с детьми не гарантирует ни качества семейного коррекционно-образовательного процесса, ни необходимого количества совместной работы взрослых и детей.

Слово «надо» всё более нивелируется в общественном и личном сознании вследствие чрезмерной спекуляции социума на нравственных императивах. Необходимо найти оптимальные мотивирующие средства для более заинтересованного сотрудничества с семьёй.

Имея опыт работы психологом, в том числе со взрослыми людьми, а также практики экологического туризма, я применяю те приёмы, которые ближе и интереснее лично мне, вовлекая родителей в сферу осознанной работы над своей и детской речью.

Здесь следует опираться на теорию аффекта Л.С. Выготского в дидактике – родителей, как и детей, нужно как минимум удивить, чтобы достичь необходимых результатов.

Ещё один очень важный момент – родители могут искренне верить, что развитие речи их детей приоритетно в семейной целеполагающей системе. Но мы, специалисты обязаны учитывать, что преимущественно данная ценность воспринимается ими в более отдалённой перспективе, чем их собственные – профессиональные, семейные – обязанности. Имеет смысл добавить в этот ряд несколько существенных моментов, которые позволят более адресно сориентировать, озадачить, по-новому замотивировать к сотрудничеству этих очень значимых участников образовательного процесса.

Ведущим мотивом изучения собственной речи и работы над ней для взрослого человека могут стать как этические и культурологические аспекты, так и позиции заботы о своём здоровье, красоте, успешности, новый формат группового общения. Я веду группу общения «Светлая река», которую посещают и педагоги, и родители, и старшие дети. Эта группа экологического, психотерапевтического и личностного направления создаёт дополнительный интегрирующий фактор развития единого образовательного пространства ДОУ и семьи. Сочетание оздоравливающих, духовно ориентированных методик и активного краеведения позволяет создать необходимую облагораживающую составляющую речевого общения, деятельности людей, которая актуально переносится в детскую среду – и в неё органично входят те осознанные созидательные усилия, которых мы ожидаем от семьи в плане целенаправленного развития речи детей.

Думать и говорить о благом, заботиться о настроении и здоровье себя, близких, окружающих, распространять полезные речевые привычки – не всегда легко, но для этого есть освящённые, проверенные временем рецепты, поучения, задания.

Я знакомлю своих коллег и родителей воспитанников ДОУ с философией восточных мудрецов, методиками саморазвития и самоактуализации, комплексами психотерапии, саморегуляции, самопогружения и др.

А в работе по оздоровлению, одухотворению речи – моей и окружающих – неоценимо помогают рекомендации, разработанные консультантом, учителем, писателем, философом доктором Рами Блектом. Он автор книг «Судьба и Я», «Десять разумных шагов на Пути к счастью», «Три энергии. Забытые каноны здоровья и гармонии», регулярно участвует в радио- и телепередачах центрального телевидения нескольких стран.

На основе гармоничного сочетания достижений мыслителей и практиков со всего мира, древности и современности мы вместе с участниками нашей группы формулируем те правила нравственно состоятельной речи, которыми обязуемся руководствоваться в повседневной речи и в общении с детьми. Я не предлагаю людям готовых рецептов.  В этом важном деле необходимы все составляющие осознанного познания и самовоспитания: и прикосновение к первоисточникам, и дискуссия, и творчество, и анализ и самоанализ.

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. Христианская религия учит: неважно, что входит в рот человека, главное – что выходит. Многие подвижники и святые уходили в уединённые места, чтобы ничто их не побуждало участвовать в пустых разговорах. В Ведах пустые разговоры называются «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даём по тому, как он говорит. Речь определяет человека. Современные исследования, показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием.

«От речи зависит здоровье и материальное благополучие» - подчёркивает Реми Блект в своей статье «Речь как основа и показатель совершенства» [журнал «Благодарение с любовью – POBOX82, Duntroom, ON, Canada, LOM1 HOвыпуск №1 (1/2009 год)].

В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью, пока человек не заговорит,  его тяжело узнать. Речь – проявление жизненной силы. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами. Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места. Эти закономерности можно наблюдать также как в развитии, так и в вырождении государств. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя он может быть профессором на Западе.

Важно помнить, что, критикуя, мы привлекаем негативные влияния, плохие качества людей. И наоборот: мы приобретаем качества тех, кого восхваляем. Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Закономерно возникающая необходимость контролировать, преобразовывать свою речь, соответствующее лексическое, грамматическое, тембровое, темпоритмическое усложнение речи взрослого создаёт обогащённый фон и структурную базу развивающего диалога с ребёнком в семье с соблюдением важного дидактического условия – паритета усилий всех участников процесса. Традиционная учительская позиция «Я-то знаю и могу, а ты постарайся, сделай правильно» всё менее привлекательна для детей и всё менее результативна. Напряжённо работающий взрослый ориентирует ребёнка на продуктивные формы деятельности, а если взрослые заинтересованно учатся сотрудничать – лучшего условия для благоприятной речевой интеграции найти затруднительно.

Уже вместе с родителями мы подбираем примеры из жизни, литературы в подкрепление «Правил разумной речи» по Р. Блекту:

  1. Наблюдаем вместе с детьми: тот, кто не останавливается вовремя – стоит ли его речь, того, чтобы быть услышанной.
  2. Какие речевые выразительные средства имеют эффект, каков результат крайностей, повторяемости.

На опыте нашего сотрудничества могу утверждать, что для взрослых более показательны и доказательны найденные речевые формы бывают в записанном виде, благоприятная найденная формулировка может быть улучшена и варьирована, легче найти ошибки в тексте. Примечательно бывает изучить поздравительные тексты. Оказывается, не так легко составить даже небольшое поздравление только из позитивных формулировок, избегая погрешностей сомнительного или огорчительного содержания.

Сотрудничая в столь жизнеутверждающем деле, мы выявляем скрытый личностный, исследовательский, лидерский потенциал участников группы, позволяя им удивляться друг другу и самим себе, прививая вкус к взаимооткрытию, которое так необходимо в воспитании их детей, но редок в реальной традиционной семье.

Органично, что зафиксированные образцы благоприятной, созидательно ориентированной речи становятся материалами для журнала группы, сопутствуют сборникам экологического направления, обогащают психологические тренинги и содержания оздоровительной программы «Красота, движение, здоровье».

Речь становится не только объектом коррекции и развития, не только инструментом сотрудничества – она обретает субъектные черты как участник созидательного диалога.

Только вначале трудно сдержаться от глупых и пустых высказываний, от того, чтобы быть втянутым в бестолковый разговор, от чувствительной реакции к кртике в свой адрес, пошлости, претензии, оскорблений, «чёрного» юмора, избежать зависимости от окружения, места нахождения.

Рами Блек учит самонаблюдать речь, обобщая в конце недели позитивные и негативные явления, действенность решений и усилий, прогностическое соответствие.

Но на опыте наших встреч, занятий и издательских проектов считаю необходимым семейное самонаблюдение, чтобы родители по результатам улучшения речи, поведения, настроения детей отчётливо убеждались в результативности активно созидательного личного примера.


Азнабаева Венера Галеевна - учитель-психолог, учитель-логопед МДОБУ№19 компенсирующего вида.Экологическое воспитание, нравственное самосознание детей и взрослых, природные факторы здоровьезбережения.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su