Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Учебно-Научно-Инновационный Комплекс (УНИК) "Институт подростка"» (некоммерческое партнерство)


Учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) «Институт подростка» как новая парадигма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками

Улучшение положения детей в обществе, создание  благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучении, развития и социальной защиты – ключевая цель национального развития, обязательное условие прогресса демократического общества. В то же время реальное положение детей  определяется конкретными возможностями страны, уровнем ее экономического развития, рядом других объективных и субъективных факторов.

В России, в условиях социально-экономического и духовного кризиса, проблемы детства достигли предельной остроты. Нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей; инфляция, либерализация цен резко ухудшили положение детей, существенно отразились на их питании, условиях быта, образе жизни и т.п. Коммерциализация социальной и образовательной сфер резко ограничила возможности детей и подростков получить полноценный отдых, школьное и внешкольное образование и воспитание, приобщаться к культуре. В результате возрастает подростковая преступность, безнадзорность, бродяжничество и попрашайничество. Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает. Только за 3 года 1995-1997 число детей-наркоманов возросло в 3 раза, токсикоманов – в 3,5 раза; за период 2004-2006 годов эти показатели увеличились еще на 2,5-3 раза; число курящих подростков возрастает с 19 до 31,5 % и выше (данные из ежегодного государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации.1997 год»); за эти годы смертность подростков от суицидов выросла на 60 %;  48 %  юных поволжцев имеют опыт употребления наркотических веществ, в том числе внутривенно; растет подростковая проституция. Волна детской беспризорности грозит приблизиться к 1918-1920 годам.

В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе, перед психологией в целом и психологией девиантного поведения, в частности, встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы подростка в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Актуализируется интерес к психологическим и психолого-педагогическим проблемам, находящимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема социальных отклонений, девиантного поведения подростков и коррекционно-воспитательной деятельности специализированных учреждений и служб.

Сегодня актуальной задачей является скорейшая разработка региональной целевой системно-комплексной программы организационных, нормативно-методических, социально-медико-психолого-педагогических мер, направленных на минимизацию и преодоление негативных тенденций, ведомственной разобщенности и противостояния в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства и девиаций детей и подростков, защиту их прав. Именно такая региональная программа «Подросток Поволжья» разработана и предложена автором для реализации в Поволжском мегаполисе.

Главной целью  УНИК «Институт подростка» является создание оптимальных условий для подготовки несовершеннолетних к сложным жизненным ситуациям, подготовку их к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.

Основными задачами являются:

- создание новых моделей специализированных учреждений (служб), призванных объединить усилия разноведомственных органов, решающих превентивно-профилактические, социально-психологические, коррекционно-реабилитационные, медико-правовые задачи разнообразными средствами; локализация и минимизация катастрофического роста криминогенности несовершеннолетних в регионе;

- создание условий по предупреждению социального сиротства, бродяжничества и формирование системы дифференцированной помощи семье и детям, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке, включающей создание социально-реабилитационных и адаптационных центров, сети приютов, подростковых клубов и других специализированных учреждений;

- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети рациональных психолого-медико-педагогических консультаций, создание подростковой «Биржи труда»;

- совершенствование системы подбора кадров в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях;

- расширение правовых гарантий дезадаптированных несовершеннолетних;

- создание Центра постинтернатной адаптации воспитанников детских домов.

Коррекционно-воспитательная деятельность здесь направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения, и сознания новых с целью; достижения самореализации личности в социуме. Посредством; коррекционно-воспитательной работы (КВР) разрешается для обеих сторон возникший конфликт: «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность», «личность – собственное Я». Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, установок и т.п., осуществляемое психологическими и педагогическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, сознании личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, в обществе в целом нормами.

Стратегическими направлениями деятельности УНИК «Институт подростка» являются: научно-исследовательское; превентивное; профилактическое; психодиагностическое; коррекционно-воспитательное; консультативное; просветительское и др.  Основными задачами деятельности Института подростка в рамках единой концепции являются: а) изучение социально-психологических условий и механизмов формирования   девиантного поведения подростков; б) научное обоснование новых моделей специализированных учреждений и служб; в) создание программ и технологий, предупреждающих различные формы социальных отклонений и девиантного поведения подростков; г) совершенствование системы социализации и ресоциализации подростков; д) создание постоянно действующего семинара-лаборатории по актуальным проблемам детской психологии, педагогики и психологии девиантного поведения, конфликтологии и подростковой валеологии; е) оптимизация системы подготовки и подбора специалистов в учреждения для детей и подростков с девиантным поведением за счет инновационных и авторских программ, а также строгого профессионального ассессмента и аттестации; ж) мониторинговые исследования состояния и динамики социальных отклонений и конфликтов в подростково-юношеской среде, а также школе и семье и др.

Это важные, но не единственные задачи и направления деятельности УНИК «Институт подростка». Помимо названных направлений, данный комплекс призван осуществлять:

- доступность и своевременность квалифицированной социально-психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы социальной и психологической дезадаптации;

- диагностирование детей, направленное на установление источников и причин, форм и степени их дезадаптации;

- оказание экстренной психолого-педагогической и медико-юридической помощи в кризисной ситуации;

- разработку индивидуальных программ коррекции, реабилитации, адаптации и социализации и др.

Рассматривая социальное и психологическое развитие подростка как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и творческое «Я». На этой стадии формируется жизненная философия человека, тем самым подросток не только достигает самоосознания себя и своих возможностей, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, досуговой и др.). Здесь же происходит включение подростка в различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как осознанный выбор оптимального поведенческого решения. Для этого используется разработанная нами психологическая технология конструктивного изменения поведения. Эта технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, -  поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. Данная технология предполагает выделение 4-х стадий изменения поведения девиантного подростка:  подготовка, осознание, переоценка, действие (поступок). Здесь объединяются основные процессы изменения поведения: мотивационные (1-ая стадия), когнитивные (2-ая стадия), аффективные (3-я стадия), поведенческие (4-ая стадия).

Таким образом, разработанные региональная комплексная программа «Подросток Поволжья», новая парадигма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками и технология конструктивного  изменения поведения позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией и развитием личности, а также строить инновационные программы и проекты, направленные на разрешение проблем адаптации, социализации, ресоциализации и воспитания, с одной стороны, и разработки авторских программ и педагогической технологии подготовки психологов и социальных работников, с другой.

Практическое внедрение данной модели потребовало основательного демонтажа сложившейся педоцентрической системы подготовки кадров в университетах и колледжах и ориентацию ее на психолого-технологическую. В этом преобразовании был сформирован новый дидактический и функциональный статус учебных специализаций и курсов, формирующих специалистов социальной сферы: педагог-девиантолог (подготовка осуществляется в Тверском педагогическом колледже), детский психолог (подготовка осуществляется в Тверском педагогическом колледже), психолог- консультант сферы образования, социальный работник (подготовка осуществляется в Тверском и Ульяновском государственных университетах) и др.

К достижениям деятельности УНИК «Институт подростка» можно отнести следующее:

- проведение межрегиональных и областных научно-практических конференций: «Девиантное поведение современных подростков: проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2003; «Сохранение психологического здоровья школьников в условиях образовательного учреждения». -  Ульяновск, 2003; «Девиантное поведение современных подростков: исследовательский опыт, трудности, поиск альтернатив». – Ульяновск, 2004; «Социальные и психолого-педагогические проблемы девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних». – Ульяновск, 2005);

- осуществление в рамках гранта Ульяновского областного Департамента образования ПИЭР  «Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса» (2002-2004) и издание учебно-методического пособия с таким же названием (8,75 п.л., 2004);

- работа постоянно действующего областного семинара-лаборатории по актуальным проблемам ювенальной психологии, девиантного поведения и конфликтов в подростково-молодежной среде для специалистов, родителей и подростков. И многое другое.

УНИК «Институт подростка» обеспечивает осуществление инновационной целевой комплексной программы «Подросток Поволжья», состоящей из ряда подпрограмм.

Важным в деятельности УНИКа «Институт подростка» является доступность и своевременная квалифицированная социально-психолого-медико-педагогическая помощь несовершеннолетним и их семьям; разработка индивидуальных и семейно-групповых коррекционных, реабилитационных, адаптивных, воспитательных технологий, методик и программ.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su