Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Мировая Психея» (серия публикаций)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость
Из эволюции идей, истории и теории познания «Мировой Психеи» (мирового разума, всемирного интеллекта) по мнению автора можно выделить два этапа, два направления, два мировоззрения - идеализма «Мирового Духа» и материализма «Мирового Мозга».

Идеология «Мирового Духа»: Аристотель, которого считают отцом психологии, обозначал Мировой Ум (Нус), как полное знание обо всем, обладающее абсолютной силой;  в христианской философии, религии Мировой Дух был заменен Богом; «Мировой дух», - проходя все ступени природы и истории, «делает себя тем, что он есть в себе своим делом, своим творением» [Г.Гегель, 1807], эволюция всего живого идет к Психозойской эре [J.Leconte, 1891], феномен человека – «в единодушном строительстве духа земли» [P.Teilhard de Chardin, 1955], человечество стремиться к «Софии», творческому знанию, включающему все мировые идеи [Н.А.Бердяев, 1953; С.Н.Булгаков, 1993].
 
Идеология «Мирового Мозга»: в биологии, физике, др.науках известна совокупность идей, что эволюция всего живого идет в направлении «цефализации» [J.D.Dana, 1876], человек преобразовывает биосферу в сферу разума - ноосферу [В.И.Вернадский, 1945], человек вовлечен в эволюционную парадигму «самоорганизующегося космоса» [E. Jantsch, 1980], механизмы на клеточном, организменном и планетарном уровне подобны (геофизиология и теория Геи) [J.E.Lovelock, 2009], существует «сфера человека» - «homosphere» [U.Maturano, 1987], необходимо развивать теорию ноосферы [А.В.Казанский, 2006], изучать информационные взаимодействия между людьми как индикаторы космофизической эволюции интеллекта на Земле [В.П.Казначеев, 2006].

До настоящего времени оставалось не определено, - есть или нет в эволюции человечества стремление к образованию автономной интеллектуальной системы.

Существует психика индивидов и общественных групп. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Но, есть ли психика у человечества (общественной группы, объединяющей всю популяцию Homo sapiens на земле), каковы ее элементы, параметры, обладает ли человечество сознанием?

Остаются не исследованными у человечества, как единого целого, наличие/отсутствие особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент).

В социальной психологии общности человечества не осуществлен переход от неограниченного и разнородного описания явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей.

В связи с этим нами была поставлена цельнаучно обосновать особенности эволюции, биофизики, физиологии и экологии глобальной интеллектуальной (психической) системы, ее развития, морфологического формирования, параметров, взаимодействий с окружающей средой. При этом реализовывалась и основная задача — обоснование особенностей закономерностей формирования информационной среды, целесообразности мониторинга и прогнозирования психически-зависимого здоровья общества.

В научно-теоретическом плане может быть актуальна разработка в системе знаний фундаментальных наук психологии, а также социологии, экологии, физиологии, медицины, биологии, физики, математического моделирования, - таких направлений как: мотивация принадлежности интеллектуальной системе, доминанта интеллектуальных систем, информационный инстинкт, наследственность (память) интеллектуальных систем, ноогенетика, рефлекс интеллектуальный, рецепты информационного продления жизни, фармакология ноотропная, феноптоз информационный, фотопериодизм интеллектуальный, эпидемиология информационно-зависимых заболеваний, итерация и когерентность интеллектуальная, синергетика интеллектуальная, фрактальная геометрия интеллектуальных структур, энтропия интеллектуальная.

Сферы же актуальных прикладных прогнозов по времени и параметрам формирования интеллектуальной системы могут заключаться в областях: закономерностей появления, количественно-качественных характеристик, иерархии, времени формирования и условий устойчивого функционирования автономной интеллектуальной системы человечества.

Методологически - психобиология и трансдисциплинарная психометрия, измерения биомедицинского знания о разуме (интеллекте) смогли бы не только примирить материальное - идеальное начала, но и способствовать «материализации» идеального, развертке мировой интеллектуальной системы в «глобальный мозг».

Теория «мирового разума», могла бы быть систематизирована, с помощью когнитивной психологии (когнитивистики) — междисциплинарной научной области исследования разума и интеллекта, в которой психология, неврология, лингвистика, философия, информатика, антропология, биология, физика, математика служат отдельными специальными или прикладными направлениями.

Изучение «здоровья», включающее «психическое благополучие», исследованием параметров и проявлений стремления Homo sapiens и популяции человечества к реализации и развитию интеллектуальной функции.

Психобиологический конструктивизм от теории к практике, через психофизику, психофизиологию, социальную психологию «биофизику - бионику (биомиметику) - технику», мог бы способствовать как повторению (итерации) интеллектуальных структур (нейрон – мозг – мировой разум) и функций в технологиях человеческой популяции на планете Земля, так и «ноогенезу» (термины автора ©, подчеркнутым – результаты собственных исследований) - процессу развертки в пространстве и развитию во времени интеллектуальных (микро и макро) систем [А.Л.Еремин, 2005].

Основное содержание работы, результаты, выводы
К психодиагностике Мирового Разума (МР).«Мышление» МР - объем новой информации возрастает ежегодно на 30%, в 2002 году человечеством было произведено информации 18 эксабайт (18∙1018 байт). «Память» МР - в четырех информационных средах сохранения накоплено за год 5∙1018 байт информации  (печать – 0,01%, видео- и кинопленка – 7%, магнитные – 92% и оптические носители – 0,01%). «Синапсы» МР - количество коммуникативных связей между людьми - на 6,4 млрд населения Земли 5 млрд грамотных, более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей. «Нервные центры» МР - научные институты, проверяющие на повторяемость и выбраковывающие знания. «Рецепторы» МР - датчики, измерительные зонды, мониторинговая аппаратура по биологическим, физическим, химическим показателям в атмо-, гидро-, литосфере, а также в техносфере; аналогия с термическими, обонятельными, осязательными, проприоцептивными, интерорецепторами. «Сознание» - МР еще не осознает полностью свое «я» в пространстве и времени, но уже чувствует обособление от окружающей среды и способность к автономным деятельностным актам и решениям (электронные: голосование, экономика, правительство) и пр.

Демонстрация конструктивности аналогии между интеллектуальной системой головного мозга человека и интеллектуальной системой человечества в целом открывает новые прогностические возможности для предупреждения опасных и неблагополучных стратегий развития, разработки и принятия профилактических мер на вызовы окружающей среды, против отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов.

Поиск параллелей между становлением человека и человечества может дать основу для уверенности, что интеллект человечества справится с проблемами, возникающими в ходе его эволюции и сможет выбрать стратегии устойчивого безопасного развития, сохранения здоровья, размножения и увеличения продолжительности жизни.

Сложно одному исследователю в одиночку раскрыть сущность ответов на вышеизложенные вопросы, касающиеся Мирового Разума, - аналогично, как отдельному нейрону осознать все величие головного мозга. В научно-практическом плане для прикладного применения в реальной жизни актуально дальнейшее уточнение и разработка научным сообществом следующих направлений: учения о ноогенезе, эволюции и экологии интеллектуальных систем, теории интеллекта и интеллектуальной энергиия.

Интеллектуальные системы— совокупности взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением функции интеллекта, несводимой к функции ее компонентов. Признаки интеллектуальной системы: 1) взаимодействие со средой и другими системами как единое целое, 2) состоит из иерархии подсистем более низкого уровня, 3) способность логически и творчески активно отражать объективную реальность, целенаправленно, опосредованно и обобщенно познавать существенные связи и отношения вещей. К интеллектуальным системам I-го уровня относится мозг человека, II-го уровня — интеллектуальная система человечества в целом.

Ноогенез— это процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). Основной ноогенетический закон: в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Критическое количество интеллектуальных компонентов (n ≥ 1 млрд), при его достижении может наблюдаться феномен ноореволюции — перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую автономно-интеллектуальную, разумную систему, способную к полноценным синергетическим актам ее компонентов и распространению интеллектуальной энергии во внешнюю среду.

Интеллектуальная энергия— количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с определенной скоростью и частотой (ускорением (а) по коммуникационному пути (S) между определенным количеством интеллектуальных компонентов. Важность решения проблемы «формулы интеллекта» обусловлена, в том числе актуальностью понимания интеллектуальной функции и самопознания человека, сравнительного анализа современных взаимодействий в интеллектуальной сфере, повышения эффективности интеллектуальной деятельности человека и прогноза развития интеллектуальной энергетики человечества.

Экология интеллектуальных систем— наука о закономерностях развития и формирования (ноогенезе) интеллектуальных систем их функционирования и взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены 39 закономерностей информационной экологии.

Законы двух полушарий интеллектуальных систем: «двухполярность» — для интеллектуальной системы характерна двухполярность; «асимметрии» — два полушария интеллектуальных систем стремятся к гармоничной асимметричности; «два в одном» — два полушария интеллектуальной системы стремятся работать как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание).

Теория интеллекта— как совокупность наблюдений и исследований, представляет собой: а) научное объяснение закономерностей развития и формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез); б) логическое обобщение опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем); в) систему руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье для разработки практических мероприятий по оздоровлению информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание объективной действительности информационного взаимодействия внутри интеллектуальных систем (энергия интеллектуальная), процессов активного отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут предопределять перспективные цели деятельности разума индивидуума и глобальной интеллектуальной системы макросоциума человечества.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
К новым отличительным функциональным (поведенческим, информационно-интеллектуальным, деятельностным) навыкам (умениям, признакам, особенностям) Homo sapiens, объединенного в глобальную биологическую популяцию, можно отнести взаимодействия: письменное (время появления 7 тыс. лет назад), меновое (5 тыс.), через чтение-печатание (550 лет назад), посредством быстрого передвижения на расстояние (150), с помощью электро-энергетических сетей (150), через телефонную связь (130), через радиосвязь (110), через виртуальные деньги (100), телевизионную связь (80), через Интернет (50), через сотовую связь (30); совместное использование средств и сетей энергетического, финансового, информационного взаимодействия, совместное принятие решений, имеющих значение для всей земной цивилизации.

Интеллектуальная менеджмент и политика— управление интеллектуальных систем и подсистем (нано-, микро-, милли— макросоциум), особенности системного и ситуационного подхода которого заключаются в реализации присущих для интелсистем характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной асимметрии, синергичности), направленное на устойчивое и безопасное развитие.

Интеллектуальная миссия человечества— общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, двухполярной асимметрии, синергичности и пр.); роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое.

Пси-феноменология человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других биологических популяций, можно отнести: появление биологического вида, обладающего синергией в рамках глобальной популяции; ее эволюция по закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных компонентов, сети синапсов и автономности; наследование всей глобальной популяцией информации виртуальной и на материальных носителях; стремление глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии; синергичное принятие решений и совместнодействие глобальной популяции; появление у популяции общих структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и космоса.

Прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в открывающихся возможностях: прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информационного наследия; повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции; разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов человечества необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса.

Стратегии развертки Мировой Психики могут быть связаны с изучением ряда перспективных и продуктивных направлений: 
1. Категории интеллектуальной энергии (движения). Категории «количества»-«качества», и переход при увеличении совокупности компонентов, вовлеченных в единую коммуникационную сеть, в интел.систему. Категория «взаимоотношения» в «интеллектуальной энергетике»: скорость, частота операций, объем информации, расстояние переноса. Закон «интеллектуальной энтропии»*. Феномен нового качества материи «интеллектуальной» (ее вид, структурный уровень, этап развития, форма организации, движения).
2. Феноменология человечества. Феномен эволюционного формирования единого информационного пространства разумной человеческой популяции - развитие единых языков (кодов, символов) для взаимопонимания и с унификацией коммуникаций. Совместная (синергетическая, интегративная, когерентная) деятельность, формирующая новые ассоциации, сознание МР, способности к автономному творчеству, саморазвитию, воображению, эвристике. Критерии интерактивного уровня коммуникации в звене человек – инфо-техника. Возможности МР к повторению феномена «способности отростков нейронов к росту с образованием новых связей и порождением новых ассоциации».
3. Закономерности эволюции Мирового Разума. Усиление «мудрости»-«памяти» - повышение стабильности, долгосрочности и объемов сохраняемой информации, за счет хранения на новом поколении долгоживущих (не разлагающихся, не коррозируемых – «золотых») носителей. Дифференцировка в инфо-технологиях, формирование многоуровневой (по аналогии с корой мозга – 6 слоев) иерархии системного отбора долгосрочно-ценной, актуальной для применения информации. Специализация в инфо-технологиях по зонам обеспечения человечества: мониторинга атмо-, гидро-, лито-, биосферы, космоса; создания технических инструментов (органов, машин) освоения этих сфер; изучения и прогноза продовольственной, био-, энерго-, гео- и космической безопасности популяции. Разработка и внедрение «инфо-экологии», «инфо-гигиены», профилактики инфо-загрязнения (информационно-зависимой заболеваемости и смертности), цензуры - ограничений по распространению, и обязательств по приему информации.

1. J. D. Dana, Cephalization a Fundamental Principle in the Development of the System of Animal Life. American Journal of Science, 3d Ser., Vol. XII, New Haven, October, 1876, pp. 245-251.
2.  J. Leconte,  Elements of geology. 1891 : 3rd Edition, D. Appleton Co.,New York, P. 640
3. V.I. Vernadsky, The Biosphere, complete annotated edition. (New York: Copernicus/Springer-Verlag, 1998)
4. P. Teilhard de Chardin, Le Phenomene Humain. (Paris: Editions du Seuil, 1955)
5. E. Jantsch, The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution. (New York /Oxford Pergamon Press, 1980)
6. J.E. Lovelock, The Vanishing Face of Gaia: A Final Warning, Allen Lane, London, 2009.
7. U. Maturano, & F. Varela, The Tree of Knowledge: A new look at the biological roots of human understanding. (Boston: Shambala/New Science Library, 1987)
8. N.A. Berdyaev, Truth and Revelation, London, Geoffrey Bles, 1953, pp. 148-150.
9. S.N. Bulgakov, Sophia, the Wisdom of God: An Outline of Sophiology (Lindisfarne Books, 1993).
10. A.L. Eryomin, The Int. Jour. of Environmental Studies. 54, 241-253 (1998)
11. A.L. Eryomin, Biophysics. 3, 573 (Russian Academy of Science, 2003)
12. A.L. Eryomin, Nature. 4, 23-28 (Russian Academy of Science, 2004)
13. A.L. Eryomin, Noogenesis and Theory of Intellect (Krasnodar: Soviet Kuban, 2005)
14. V.P. Kaznacheev, & A.V. Trofimov, Physics of Cognition and Life, Cosmology and Astrophysics, 1, 3-12 (2006)
15. A.B. Kazansky, Abstracts. The Second Biennial Conference on Cognitive Science. 255-256 (Saint-Petersburg, 2006)

Полная библиография см. на http://a-eremin.ru/

Обсуждение проекта организовано в сети Профессионалы.ру


Актуальность, научная и практическая значимость
Из эволюции идей, истории и теории познания «Мировой Психеи»(мирового разума, всемирного интеллекта) по мнению автора можно выделить два этапа, два направления, два мировоззрения - идеализма «Мирового Духа» и материализма «Мирового Мозга».

Идеология «Мирового Духа»: Аристотель, которого считают отцом психологии, обозначал Мировой Ум (Нус), как полное знание обо всем, обладающее абсолютной силой;  в христианской философии, религии Мировой Дух был заменен Богом; «Мировой дух», - проходя все ступени природы и истории, «делает себя тем, что он есть в себе своим делом, своим творением» [Г.Гегель, 1807], эволюция всего живого идет к Психозойской эре [J.Leconte, 1891], феномен человека – «в единодушном строительстве духа земли» [P.Teilhard de Chardin, 1955], человечество стремиться к «Софии», творческому знанию, включающему все мировые идеи [Н.А.Бердяев, 1953; С.Н.Булгаков, 1993].
 
Идеология «Мирового Мозга»: в биологии, физике, др.науках известна совокупность идей, что эволюция всего живого идет в направлении «цефализации» [J.D.Dana, 1876], человек преобразовывает биосферу в сферу разума - ноосферу [В.И.Вернадский, 1945], человек вовлечен в эволюционную парадигму «самоорганизующегося космоса» [E. Jantsch, 1980], механизмы на клеточном, организменном и планетарном уровне подобны (геофизиология и теория Геи) [J.E.Lovelock, 2009], существует «сфера человека» - «homosphere» [U.Maturano, 1987], необходимо развивать теорию ноосферы [А.В.Казанский, 2006], изучать информационные взаимодействия между людьми как индикаторы космофизической эволюции интеллекта на Земле [В.П.Казначеев, 2006].

До настоящего времени оставалось не определено, - есть или нет в эволюции человечества стремление к образованию автономной интеллектуальной системы.

Существует психика индивидов и общественных групп. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Но, есть ли психика у человечества (общественной группы, объединяющей всю популяцию Homo sapiens на земле), каковы ее элементы, параметры, обладает ли человечество сознанием?

Остаются не исследованными у человечества, как единого целого, наличие/отсутствие особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент).

В социальной психологии общности человечества не осуществлен переход от неограниченного и разнородного описания явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей.

В связи с этим нами была поставлена цель: научно обосновать особенности эволюции, биофизики, физиологии и экологии глобальной интеллектуальной (психической) системы, ее развития, морфологического формирования, параметров, взаимодействий с окружающей средой. При этом реализовывалась и основная задача — обоснование особенностей закономерностей формирования информационной среды, целесообразности мониторинга и прогнозирования психически-зависимого здоровья общества.

В научно-теоретическом плане может быть актуальна разработка в системе знаний фундаментальных наук психологии, а также социологии, экологии, физиологии, медицины, биологии, физики, математического моделирования, - таких направлений как: мотивация принадлежности интеллектуальной системе, доминанта интеллектуальных систем, информационный инстинкт, наследственность (память) интеллектуальных систем, ноогенетика, рефлекс интеллектуальный, рецепты информационного продления жизни, фармакология ноотропная, феноптоз информационный, фотопериодизм интеллектуальный, эпидемиология информационно-зависимых заболеваний, итерация и когерентность интеллектуальная, синергетика интеллектуальная, фрактальная геометрия интеллектуальных структур, энтропия интеллектуальная.

Сферы же актуальных прикладных прогнозов по времени и параметрам формирования интеллектуальной системы могут заключаться в областях: закономерностей появления, количественно-качественных характеристик, иерархии, времени формирования и условий устойчивого функционирования автономной интеллектуальной системы человечества.

Методологически - психобиология и трансдисциплинарная психометрия, измерения биомедицинского знания о разуме (интеллекте) смогли бы не только примирить материальное - идеальное начала, но и способствовать «материализации» идеального, развертке мировой интеллектуальной системы в «глобальный мозг».

Теория «мирового разума», могла бы быть систематизирована, с помощью когнитивной психологии (когнитивистики) — междисциплинарной научной области исследования разума и интеллекта, в которой психология, неврология, лингвистика, философия, информатика, антропология, биология, физика, математика служат отдельными специальными или прикладными направлениями.

Изучение «здоровья», включающее «психическое благополучие», исследованием параметров и проявлений стремления Homo sapiens и популяции человечества к реализации и развитию интеллектуальной функции.

Психобиологический конструктивизм от теории к практике, через психофизику, психофизиологию, социальную психологию «биофизику - бионику (биомиметику) - технику», мог бы способствовать как повторению (итерации) интеллектуальных структур (нейрон – мозг – мировой разум) и функций в технологиях человеческой популяции на планете Земля, так и «ноогенезу» (термины автора ©, подчеркнутым – результаты собственных исследований) - процессу развертки в пространстве и развитию во времени интеллектуальных (микро и макро) систем [А.Л.Еремин, 2005].

Основное содержание работы, результаты, выводы
К психодиагностике Мирового Разума (МР).«Мышление» МР - объем новой информации возрастает ежегодно на 30%, в 2002 году человечеством было произведено информации 18 эксабайт (18∙1018 байт). «Память» МР - в четырех информационных средах сохранения накоплено за год 5∙1018 байт информации  (печать – 0,01%, видео- и кинопленка – 7%, магнитные – 92% и оптические носители – 0,01%). «Синапсы» МР - количество коммуникативных связей между людьми - на 6,4 млрд населения Земли 5 млрд грамотных, более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей. «Нервные центры» МР - научные институты, проверяющие на повторяемость и выбраковывающие знания. «Рецепторы» МР - датчики, измерительные зонды, мониторинговая аппаратура по биологическим, физическим, химическим показателям в атмо-, гидро-, литосфере, а также в техносфере; аналогия с термическими, обонятельными, осязательными, проприоцептивными, интерорецепторами. «Сознание» - МР еще не осознает полностью свое «я» в пространстве и времени, но уже чувствует обособление от окружающей среды и способность к автономным деятельностным актам и решениям (электронные: голосование, экономика, правительство) и пр.

Демонстрация конструктивности аналогии между интеллектуальной системой головного мозга человека и интеллектуальной системой человечества в целом открывает новые прогностические возможности для предупреждения опасных и неблагополучных стратегий развития, разработки и принятия профилактических мер на вызовы окружающей среды, против отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов.

Поиск параллелей между становлением человека и человечества может дать основу для уверенности, что интеллект человечества справится с проблемами, возникающими в ходе его эволюции и сможет выбрать стратегии устойчивого безопасного развития, сохранения здоровья, размножения и увеличения продолжительности жизни.

Сложно одному исследователю в одиночку раскрыть сущность ответов на вышеизложенные вопросы, касающиеся Мирового Разума, - аналогично, как отдельному нейрону осознать все величие головного мозга. В научно-практическом плане для прикладного применения в реальной жизни актуально дальнейшее уточнение и разработка научным сообществом следующих направлений: учения о ноогенезе, эволюции и экологии интеллектуальных систем, теории интеллекта и интеллектуальной энергиия.

Интеллектуальные системы— совокупности взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением функции интеллекта, несводимой к функции ее компонентов. Признаки интеллектуальной системы: 1) взаимодействие со средой и другими системами как единое целое, 2) состоит из иерархии подсистем более низкого уровня, 3) способность логически и творчески активно отражать объективную реальность, целенаправленно, опосредованно и обобщенно познавать существенные связи и отношения вещей. К интеллектуальным системам I-го уровня относится мозг человека, II-го уровня — интеллектуальная система человечества в целом.

Ноогенез— это процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). Основной ноогенетический закон: в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Критическое количество интеллектуальных компонентов (n ≥ 1 млрд), при его достижении может наблюдаться феномен ноореволюции — перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую автономно-интеллектуальную, разумную систему, способную к полноценным синергетическим актам ее компонентов и распространению интеллектуальной энергии во внешнюю среду.

Интеллектуальная энергия— количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с определенной скоростью и частотой (ускорением (а) по коммуникационному пути (S) между определенным количеством интеллектуальных компонентов. Важность решения проблемы «формулы интеллекта» обусловлена, в том числе актуальностью понимания интеллектуальной функции и самопознания человека, сравнительного анализа современных взаимодействий в интеллектуальной сфере, повышения эффективности интеллектуальной деятельности человека и прогноза развития интеллектуальной энергетики человечества.

Экология интеллектуальных систем— наука о закономерностях развития и формирования (ноогенезе) интеллектуальных систем их функционирования и взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены 39 закономерностей информационной экологии.

Законы двух полушарий интеллектуальных систем: «двухполярность» — для интеллектуальной системы характерна двухполярность; «асимметрии» — два полушария интеллектуальных систем стремятся к гармоничной асимметричности; «два в одном» — два полушария интеллектуальной системы стремятся работать как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание).

Теория интеллекта— как совокупность наблюдений и исследований, представляет собой: а) научное объяснение закономерностей развития и формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез); б) логическое обобщение опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем); в) систему руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье для разработки практических мероприятий по оздоровлению информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание объективной действительности информационного взаимодействия внутри интеллектуальных систем (энергия интеллектуальная), процессов активного отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут предопределять перспективные цели деятельности разума индивидуума и глобальной интеллектуальной системы макросоциума человечества.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
К новым отличительным функциональным (поведенческим, информационно-интеллектуальным, деятельностным) навыкам (умениям, признакам, особенностям) Homo sapiens, объединенного в глобальную биологическую популяцию, можно отнести взаимодействия: письменное (время появления 7 тыс. лет назад), меновое (5 тыс.), через чтение-печатание (550 лет назад), посредством быстрого передвижения на расстояние (150), с помощью электро-энергетических сетей (150), через телефонную связь (130), через радиосвязь (110), через виртуальные деньги (100), телевизионную связь (80), через Интернет (50), через сотовую связь (30); совместное использование средств и сетей энергетического, финансового, информационного взаимодействия, совместное принятие решений, имеющих значение для всей земной цивилизации.

Интеллектуальная менеджмент и политика— управление интеллектуальных систем и подсистем (нано-, микро-, милли— макросоциум), особенности системного и ситуационного подхода которого заключаются в реализации присущих для интелсистем характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной асимметрии, синергичности), направленное на устойчивое и безопасное развитие.

Интеллектуальная миссия человечества— общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, двухполярной асимметрии, синергичности и пр.); роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое.

Пси-феноменология человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других биологических популяций, можно отнести: появление биологического вида, обладающего синергией в рамках глобальной популяции; ее эволюция по закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных компонентов, сети синапсов и автономности; наследование всей глобальной популяцией информации виртуальной и на материальных носителях; стремление глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии; синергичное принятие решений и совместнодействие глобальной популяции; появление у популяции общих структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и космоса.

Прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в открывающихся возможностях: прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информационного наследия; повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции; разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов человечества необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса.

Стратегии развертки Мировой Психики могут быть связаны с изучением ряда перспективных и продуктивных направлений:
1. Категории интеллектуальной энергии (движения). Категории «количества»-«качества», и переход при увеличении совокупности компонентов, вовлеченных в единую коммуникационную сеть, в интел.систему. Категория «взаимоотношения» в «интеллектуальной энергетике»: скорость, частота операций, объем информации, расстояние переноса. Закон «интеллектуальной энтропии»*. Феномен нового качества материи «интеллектуальной» (ее вид, структурный уровень, этап развития, форма организации, движения).
2. Феноменология человечества. Феномен эволюционного формирования единого информационного пространства разумной человеческой популяции - развитие единых языков (кодов, символов) для взаимопонимания и с унификацией коммуникаций. Совместная (синергетическая, интегративная, когерентная) деятельность, формирующая новые ассоциации, сознание МР, способности к автономному творчеству, саморазвитию, воображению, эвристике. Критерии интерактивного уровня коммуникации в звене человек – инфо-техника. Возможности МР к повторению феномена «способности отростков нейронов к росту с образованием новых связей и порождением новых ассоциации».
3. Закономерности эволюции Мирового Разума. Усиление «мудрости»-«памяти» - повышение стабильности, долгосрочности и объемов сохраняемой информации, за счет хранения на новом поколении долгоживущих (не разлагающихся, не коррозируемых – «золотых») носителей. Дифференцировка в инфо-технологиях, формирование многоуровневой (по аналогии с корой мозга – 6 слоев) иерархии системного отбора долгосрочно-ценной, актуальной для применения информации. Специализация в инфо-технологиях по зонам обеспечения человечества: мониторинга атмо-, гидро-, лито-, биосферы, космоса; создания технических инструментов (органов, машин) освоения этих сфер; изучения и прогноза продовольственной, био-, энерго-, гео- и космической безопасности популяции. Разработка и внедрение «инфо-экологии», «инфо-гигиены», профилактики инфо-загрязнения (информационно-зависимой заболеваемости и смертности), цензуры - ограничений по распространению, и обязательств по приему информации.

1. J. D. Dana, Cephalization a Fundamental Principle in the Development of the System of Animal Life. American Journal of Science, 3d Ser., Vol. XII, New Haven, October, 1876, pp. 245-251.
2.  J. Leconte,  Elements of geology. 1891 : 3rd Edition, D. Appleton Co.,New York, P. 640
3. V.I. Vernadsky, The Biosphere, complete annotated edition. (New York: Copernicus/Springer-Verlag, 1998)
4. P. Teilhard de Chardin, Le Phenomene Humain. (Paris: Editions du Seuil, 1955)
5. E. Jantsch, The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution. (New York /Oxford Pergamon Press, 1980)
6. J.E. Lovelock, The Vanishing Face of Gaia: A Final Warning, Allen Lane, London, 2009.
7. U. Maturano, & F. Varela, The Tree of Knowledge: A new look at the biological roots of human understanding. (Boston: Shambala/New Science Library, 1987)
8. N.A. Berdyaev, Truth and Revelation, London, Geoffrey Bles, 1953, pp. 148-150.
9. S.N. Bulgakov, Sophia, the Wisdom of God: An Outline of Sophiology (Lindisfarne Books, 1993).
10. A.L. Eryomin, The Int. Jour. of Environmental Studies. 54, 241-253 (1998)
11. A.L. Eryomin, Biophysics. 3, 573 (Russian Academy of Science, 2003)
12. A.L. Eryomin, Nature. 4, 23-28 (Russian Academy of Science, 2004)
13. A.L. Eryomin, Noogenesis and Theory of Intellect (Krasnodar: Soviet Kuban, 2005)
14. V.P. Kaznacheev, & A.V. Trofimov, Physics of Cognition and Life, Cosmology and Astrophysics, 1, 3-12 (2006)
15. A.B. Kazansky, Abstracts. The Second Biennial Conference on Cognitive Science. 255-256 (Saint-Petersburg, 2006)

Полная библиография см. на http://a-eremin.ru/

Обсуждение проекта организовано в сети Профессионалы.ру

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su