Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психология архитектуры и дизайна» (сертификационный курс повышения квалификации архитекторов, дизайнеров, психологов)


Сертификационный курс дополнительного образования для архитекторов, дизайнеров, психологов «Психология дизайна и архитектуры». Обучение методике проектирования в концепции интегрального направления «Антропологический дизайн».

Актуальность
Рассматривать архитектуру, один из самых востребованных видов искусства, отдельно от наук, изучающих психологию человека, феномены творчества, психосемантику, антропологию и законы социума, стало уже не возможно.

Эпоха «среднестатистического» заказчика и отделенности архитектуры от человека, живущего в искусственной среде, оставила за собой не только горы, так называемой, «бумажной» архитектуры, но и чудовищные, по своему психологическому воздействию на зрителя, объекты архитектуры и мегаполисы, не соответствующие потребностям своих обитателей и реалиям жизни.

Острая необходимость индивидуального проектирования со знанием принципов и возможностей психологического воздействия архитектуры и дизайна на сознание человека компенсируется в обществе волной непрофессиональных, зачастую неграмотных советов, которыми изобилует рынок литературы и периодических изданий. Программы же архитектурных и дизайнерских учебных заведений практически не включают в себя психологических основ проектирования.

Таким образом, курс «Психология архитектуры и дизайна» восполняет пробел в системе современного образования и методик проектирования, ориентируя специалистов данной области на гуманистические аспекты в архитектуре и градостроительстве, что позволяет менять психологический климат в социуме средствами архитектуры и дизайна.

Социальная, научная и практическая значимость курса «Психология архитектуры  дизайна» заключается в том, что курс позволяет архитекторам, дизайнерам и психологам:
- осознать гуманистические основы  архитектуры;
-  постичь закономерности психологических  и психосемантических аспектов архитектоники стилей изобразительного искусства и архитектуры;
- овладеть методикой составления индивидуальных семантических карт заказчика;
- овладеть методикой выявления истинных, а не сиюминутных или имиджевых, предпочтений заказчика;
- проектировать, исходя из психических и физиологических особенностей заказчика;
-  грамотно использовать стилистику образов, деталей в планировке и декорировании;
- работать с периферическим вниманием, колористикой, формообразованием в практическом проектировании;
- зонировать пространство с учетом системы управление потоками внимания в пространства;
- осознать собственные психологические паттерны, реализуемые в творчестве;
- создавать пространство для наибольшего психологического комфорта, релаксации и накопления сил, физиологического и психологического здоровья человека.

Для психологов данная программа открывает новые возможности коррекции психологических состояний человека путем организации пространства.

Значение для развития психологии
Как обучающая программа в системе «Антропологический дизайн»,  курс «Психология архитектуры и дизайна» позволяет интегрировать теоретические психологические знания с практической системой  архитектурного проектирования. Что в свою очередь позволяет применять психологию не только в рамках терапии, консультирования и воспитания человека, но и использовать как  живой и важный инструмент в иных областях жизнедеятельности, таких как архитектура и дизайн.

Цели:
- формирование психологической грамотности архитекторов, дизайнеров;
- формирование навыков проектирования гуманистической архитектуры, отвечающей психологическим потребностям людей;
- актуализация неразрывной связи человека и среды его обитания;
- практическая реализация холономной парадигмы мира.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на архитекторов, дизайнеров, декораторов, художников и психологов, а также на студентов творческих и психологических учебных заведений.

Основное содержание работы:
Сертификационный курс рассчитан на 176 академических часов лекций и практических занятий. И содержит три тематических модуля:

Первый модуль «Семантика образов дизайна и архитектуры. Психологические аспекты».

Основные темы модуля:
- Введение в психологически аспекты семантики образов изобразительного искусства, дизайна и архитектуры;
- Процесс мифотворчества, механизм возникновения символизма в искусстве.
Семантика различных культур. Древние и современные принципы в организации пространства;
- Современные психотехнологии в работе дизайнера и архитектора;
- Методика составления индивидуальных семантических карт Заказчика. Работа с декоративными деталями.

Второй модуль «Трансперсональный характер развития архитектуры и дизайна».

Основные темы модуля:
1. Связь индивидуального и коллективного бессознательного в образах искусства и архитектуры.
2. Творчество как вид расширенного состояния сознания. Древние и современные традиции работы в измененном состоянии сознания.
3. Перинатальная психология и ее связь с архитектурными стилями и направлениями в изобразительном искусстве.
4. Психологические аспекты возникновения архаики, античности, классицизма, ампира. БПМ 1 благоприятная и неблагоприятная.
5. Психологические аспекты возникновения архитектура и искусства Древнего Египта и Месопотамии, катакомбной архитектуры, романского стиля и др. БПМ 2.
6. Психологические аспекты возникновения готики, модерна, постмодерна, супрематизма. БПМ 3.
7. Психологические аспекты и принципы храмовой архитектуры, футуризма, утопической архитектуры. БПМ 4.
8. Система тестирования заказчика и выявление его предпочтений на уровне перинатальной психологии. Способы псикоррекции.

Третий модуль «Психологические и энерго-информационные принципы зонирования пространства».

Основные темы модуля:
1. Теория трансформации Универсальных сил в природе. Единство древних и современных, индивидуальных и социальных принципов трансформации энергии.
2. Организация пространства для активизации процессов потенциализации и ресурсности психологических процессов и событийности жизни заказчика.
3. Эффекты визуального восприятия пространства. Принципы визуального и пространственного зонирования помещений.

Результаты и выводы
Результатами освоения архитекторами, дизайнерами и психологами навыков работы с пространством  по методике «Антропологический дизайн» является создание гуманистичной архитектуры, неотделенной от человека и социальных задач архитектуры и градостроительства, а также изменение психологического состояния человека, находящегося в благоприятной среде обитания и психологического климата градостроительного пространства.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su