Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Формирование когнитивных составляющих правосознания студентов» (печатное издание)


Актуальность
Обращение к проблеме формирования когнитивных составляющих правосознания студентов в процессе вузовской подготовки обусловлено противоречием между необходимостью формирования активной позиции молодежи в социально-политических, экономических процессах общества и недостаточной правовой подготовленностью.

Период становления правового общества характеризуется рядом противоречий:
- между педагогическими инновациями в области формирования правосознания и реальными ситуациями;
- между необходимостью установления законности и имеющимся правовым нигилизмом;
- между необходимостью формирования активной позиции личности и нестабильностью правосознания студентов.

Социальная, научная и практическая значимость
С одной стороны, исследования показали, что значительная часть студентов вузов практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, не ориентируется в области выражения своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. С другой стороны, с точки зрения психологии не изучен психологический механизм формирования когнитивных составляющих правосознания и его соотношение с видами мышления. Следовательно, возникает необходимость изучить особенности формирования правосознания студентов, что является исключительно важной теоретической и практической задачей в области педагогической психологии.

Значение для развития психологии
Проведенный нами эксперимент обнаружил, что решение  проблем с использованием правовых знаний все больше затребовано как в учебной деятельности, так и в общении.Реализация  принципа сотрудничества на основе законов права между педагогами и студентами также нуждается в учете продуктивных психологических возможностей, заложенных в их использовании. Анализ когнитивных составляющих правосознания и  продуктивное использование их функций в процессе разрешения проблемных ситуаций служит формированию  гуманистической позиции в психологии, где признано, что правовые знания являются конструктивным фактором, повышающим психологическую  устойчивость личности студента.

Целью формирования когнитивных составляющих правосознания студентов является подготовка студентов высших учебных заведений к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе, правовом государстве, что достигается формированием глубоких и устойчивых представлений о применении законов.

Аудитория, на которую рассчитан проект
В исследовании приняли участие студенты филологического, физико-математического и исторического (со специализацией юриспруденция)  факультетов 3-5 курсов в количестве 317 человек ГОУ ВПО «БГПУ им.М.Акмуллы».

Мы предположили, что:
- формирование когнитивных составляющих правосознания личности студентов будет более успешным, если в систему подготовки в процессе учебной деятельности включить задачи по формированию правового мышления;
- предполагаем, что вид мышления соотносится  с уровнем когнитивных составляющих как в содержательной части, так и в процессуальной;
- в контексте личностно-ориентированного подхода реализация программы «Арсенал» окажет позитивное влияние на осознание прав и обязанностей студентов.

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические подходы к исследованию правосознания студентов
1.1Определение понятий в исследовании когнитивных составляющих правосознания
1.2Формирование личности студентов
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II.Эмпирическое исследование формирования когнитивных составляющих правосознания
2.1Психологические особенности изучения правосознания студентов
2.2Влияние вида мышления на формирование когнитивных составляющих правосознания
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Когнитивные составляющие правосознания выступают в форме позитивной активности как совокупность правовых идей, представлений, эмоций, в которых выражается субъективное отношение студентов как представителей юношеского возраста и социальных групп молодежи к существующему праву, к правовым явлениям.
2. Виды когнитивных составляющих правосознания включают  знание и понимание прав, обязанностей личности, основных правовых документов, понимание правовых норм, традиций, суждение о долге, об ответственности гражданина, которые проявляются в различных умениях.
3.Функции когнитивных составляющих правосознания состоят в том, что обнаруживают эмоциональное отношение к правовым явлениям, непосредственную реакцию человека на взаимодействие с действительностью, проявляются в способности мотивировать свои поступки; формирование ответственности, готовность к самоограничению, которая проявляется в выполнении правил, норм, обязанностей гражданина, выборе верного способа поведения.
4.Успешность формирования когнитивных составляющих правосознания определяет адекватная субъективная модель правового мышления, лежащая в основе модели познавательной деятельности, формирование которой обусловливают особенности структурно-функциональных компонентов как вид мышления; операциональные компоненты  посредством  решения правовых задач, моделирование, ориентированных на выявление уровня знаний законов.
5. Включение когнитивных составляющих правосознания в освоение основных видов деятельности выступает как инструмент развития и служит адекватному формированию устойчивости личности студентов. Своевременная и адекватная диагностика уровня когнитивных составляющих правосознания дает возможность эффективно осуществлять профилактику нарушений и социальной реабилитации студентов.
Эффективность вышеперечисленных путей достигается использованием различных технологических приемов, воздействующих на когнитивную, мотивационную и деятельностную сферы правосознания личности.
Наше исследование подтверждает тот факт, что в процессе учебной деятельности у студентов происходит формирование когнитивных составляющих правосознания, что позволяет им позитивно разрешать возникающие проблемы.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su