Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Разработка и внедрение психологической технологии оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)»


Автор:

К 2008 году полностью сформирована  и широко внедрена в российских образовательных учреждениях психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников. Налажена система методической подготовки специалистов из числа педагогов-психологов, психологов-консультантов, педагогов, директоров и завучей средних школ.

Психологическая технология состоит из трех частей:
I часть – Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе;
II часть – Определение готовности к переходу на вторую ступень обучения, прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах;
III часть – Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 7-11-х классов, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников.

Основной целью ТООР как системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации, обучения, воспитания и развития каждого учащегося школы исходя из его индивидуальности. Ее методологической базой является концепция психического развития ребенка, разработанная школой Л. С. Выготского.

Функционирование ТООР обеспечивает решение следующих задач:
- сохранение нервно-психического здоровья детей,
- предупреждение отклонений в развитии и задержки психического развития,
- оптимизацию школьной адаптации,
- профилактику проблем в обучении, помощь в преодолении учебных проблем,
- гармонизацию интеллектуального и личностного развития учащихся,
- выявление детей, имеющих те или иные специальные способности,
- сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей,
- первичное профессиональное самоопределение школьников.

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа начинает предъявлять ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую (даже в лучшую) сторону оказываются абсолютно не желательны и могут значительно осложнять жизнь школьника. Что бы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически нереализуемым, и не только из-за того, что в классе 25-30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки этого - также едины для всех. Организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины. Проведение комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполняя которые удается избегать осложнений в обучении и развитии. Можно выделить несколько основных аспектов, в ракурсе которых использование ТООР позволяет проводить психологическое обследование детей, поступивших в первые классы:
1.Соответствие нервно-психического и общего соматического состояния здоровья режиму обучения и учебным нагрузкам.
2.Соответствие структурно-уровневых характеристик интеллекта первоклассника типу учебной программы.
3.Соответствие дошкольной подготовки ребенка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.
4.Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребенка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.
5. Соответствие коммуникативного опыта ребенка требованиям группового взаимодействия в классном коллективе.

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребенку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в рамках ТООР выведено на уровень социальной технологии, в которой последовательно реализуются ряд взаимосвязанных этапов работы с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы. Эти этапы являются структурными элементами социальной технологии и могут быть охарактеризованы как: диагностический, аналитический, прогностический, информационный, обучающий, консультационный, коррекционно-развивающий.

Для реализации диагностического этапа разработан единый методический комплекс, используемый для обследования учащихся с 1 по 11 классы. Диагностический комплекс состоит из классических (адаптированных) и авторских методик, позволяющих количественно и качественно оценить более 100 показателей, характеризующих индивидуальность ребенка, имеет три модификации, используемые при тестировании учащихся 1-2 классов, 3-6 классов, 7-11 классов. Между тремя ступенями единого методического комплекса (отражающих три качественно своеобразных этапа развития) сохраняется полная преемственность, обеспечивающая возможность сравнения и прослеживания развития каждого психического свойства учащихся за весь период их обучения в школе с 1 по 11 класс.

Технологичность диагностики достигается за счет отработанной процедуры группового тестирования, в которой оптимизированы:
* последовательность предъявления методик (с учетом их сложности, утомляемости и пр.);
* время работы и отдыха, вписывающиеся в периодичность школьных уроков-перемен;
* форма предъявления тестов (стимульный материал);
* форма ответов (на стандартных бланках, удобных для заполнения и последующей компьютерной обработки);
*  инструкции и примеры, обеспечивающие понимание заданий и качество групповой работы.

По согласованию с администрацией учащиеся на 4 урока (или на весь учебный день) освобождаются от занятий и работают с психологом. Родители заранее уведомляются о предстоящем тестировании, если оно является плановой работой, или предварительно получают их согласие, если психолог проводит разовое обследование по приглашению.

Преимущество разработанной технологии группового тестирования состоит в том, что посредством одновременного (в течение 4-5 уроков) обследования всего класса (25-35 человек) по всему комплексу методик удается сразу решить две задачи:
* обеспечить массовость обследования;
* получить углубленные, многоплановые сведения об индивидуально-психологических особенностях каждого учащегося.

Для реализации аналитического этапа разработана система критериальных нормативов для каждого показателя используемых методик, которая позволяет оценить, в какой степени сформированы у ребенка необходимые для освоения программ соответствующего класса психологические характеристики. Для каждого показателя рассчитаны количественные значения для пяти качественно различных уровней или зон развития. Для показателей интеллектуальных тестов это зоны:
*  «патологии», некоторой задержки в интеллектуальном развитии, причинами которой являются нарушения или отклонения анатомо-физиологического характера и требуют изменение методов преподавания и медицинского вмешательства;
*  слабого уровня развития способностей, явный их недостаток, который может существенно осложнять обучение ребенка по определенным предметам школьного цикла;
* среднего уровня, свидетельствующего о начальной стадии формирования той или иной, необходимой для обучения в школе интеллектуальной операции;
*  хорошего уровня или наличия задатков к определенным видам интеллектуальной деятельности;
*  высокого уровня или талантливости.

Для показателей личностных тестов это четыре зоны:
*  слабой выраженности какого-либо свойства, манеры поведения, нехарактерной для ребенка;
*  среднего уровня выраженности свойства, форм реагирования, которые в основном характерны для поведения ребенка;
*  хорошего или явного уровня выраженности данного свойства, способов реагирования, которые типичны для данного ребенка;
*  высокого уровня или излишне сильного, демонстрируемого «на показ», гипертрофированного проявления какого-либо свойства.

Для тестов креативности разработаны также четыре зоны, характеризующие проявление творческих способностей как слабое (полное отсутствие), среднее (т. е. имеется некоторая основа для их развития), хорошее (творческие задатки уже сформированы и могут проявляться в деятельности ребенка) и высокий творческий потенциал.

Сравнение индивидуальных данных с нормативами позволяет оценить:
1. Структуру интеллектуальных способностей, тип интеллекта ребенка.
2. Наличие и характер отклонений, осложнений в развитии, возможности компенсации.
3. Возможности (или проблемы) ребенка в усвоении различных предметов школьного цикла.
4. Творческий потенциал.
5. Особенности характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. (Особое внимание уделяется личностным особенностям, которые могут осложнять процесс обучения: повышенные тревожность, впечатлительность, недостаточность волевого самоуправления, завышенная или заниженная самооценка и пр.)
6. Стрессоустойчивость, адаптивность, способ взаимоотношения с окружающими, положение в коллективе.
7. Наличие задатков для дальнейшей специализации обучения по следующим направлениям: математика и программирование; экономика и финансы; физико-математические науки; естественные науки; гуманитарные науки; общественные науки; иностранные языки; инженерно-конструкторская деятельность; предпринимательская деятельность; медицина; педагогика; работа в сфере услуг.

Технологичность в реализации аналитического этапа обеспечивается применением компьютерной обработки данных тестирования (так как полностью стандартизована форма ответов) и компьютерного анализа (поскольку разработаны количественные значения, характеризующие каждую зону развития).

Для реализации прогностического этапа используются модели интеллектуального и личностного развития, разработанные на базе сравнительных лонгитюдных исследований, в которых учитывается не только уровень, но и профиль, сочетание и взаимосвязь свойств, доминантные или ведущие интеллектуальные и личностные характеристики, определяющие общий тип развития, наличие латентных факторов риска (ЛФР). Использование прогностических моделей позволяет предсказать:
*  направление развития интеллекта и личности ребенка (перспективы и осложнения);
*  потенциал развития (возможный уровень и условия его достижения);
*  успеваемость по различным предметам школьного цикла (возможности, осложнения, их причины и способы преодоления);
*  характер взаимоотношений с окружающими.

Технологичность прогностического этапа достигается за счет использования в моделях развития структурного принципа, выделения ядерных и периферических характеристики, их взаимосвязи и тенденций развития в зависимости от количественной выраженности (или силы) ядерных свойств.

Для реализации информационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых, индивидуальных характеристик. Характеристика компонуется из отдельных стандартных блоков, количество которых, а также набор входящих в каждый блок свойств может варьироваться, сокращаться или расширяться в зависимости оттого, что является наиболее важным (или не столь существенным) на данном этапе развития, обучения или в соответствии с запросом педагогов, родителей, учащихся. Для составления индивидуально-психологической характеристики учащегося используются следующие блоки: нейродинамические и психофизиологические особенности; интеллектуальные способности; творческие способности; профессиональные способности; индивидуально-личностные особенности; социально-психологические характеристики.

Технологичность информационного этапа обеспечивается за счет разработанного стандартного типового варианта характеристики и нескольких его модификаций, которые могут быть составлены с использованием компьютера. Характеристики составляются на основе обобщения и сведения в соответствующие таблицы результатов диагностического и прогностического этапов исследования. Единство методического обеспечения делает возможным формирование и ведение базы данных (предусмотрены компьютерный и табличный варианты), что позволяет не только хранить информацию и извлекать ее в том или ином требуемом варианте, но и использовать ее в целях педагогического или научного анализа. В частности, использование методов статистического анализа позволяет получить общую характеристику класса, сравнить классы между собой, проследить динамику развития конкретного ученика за любой период обучения в школе, оценить эффективность тех или иных программ обучения или отдельных коррекционных воздействий на развитие детей. С данным этапом тесно связана научно-исследовательская работа, направленная на выявление факторов, влияющих на развитие способностей, творческого потенциала и личностной зрелости учащихся. Ее целью является разработка рекомендаций для педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Обучающий этап реализуется в групповом варианте посредством проведения классных собраний учащихся, родительских собраний и «малых педсоветов» с педагогами и администрацией школы. В процессе разъяснения принципа работы с имеющейся у каждого собственной (или своего ребенка) индивидуальной психологической характеристикой или таблицей-характеристикой всего класса происходит передача психологических знаний и обучение самостоятельному их использованию.

Подобное обучение детей, родителей и педагогов становится возможным, поскольку в процессе групповой беседы:
* объясняется содержание психологических показателей, используемых в характеристике, разносторонне описываются диагностируемые интеллектуальные и личностные свойства;
*  объясняется их роль в личной жизни человека на различных ее этапах, в построении взаимоотношений с другими людьми, в различных видах учебной и профессиональной деятельности;
*  даются рекомендации, разъясняются конкретные методы развития различных свойств и способностей;
*  описываются проблемы, с которыми может столкнуться сам ребенок, его родители или педагоги в зависимости от степени выраженности у ребенка тех или иных свойств;
*  разбираются типичные для данного возраста и этапа обучения проблемы в освоении предметов школьного цикла и во взаимоотношениях с одногодками и взрослыми;
*  излагаются методы предупреждения учебных проблем или коррекции нежелательного поведения, которые могут использоваться самими учащимися, родителями, педагогами.

Проводимые групповые беседы способствуют:
*  развитию самоанализа, самосознания, самоуправления учащихся, ориентации их на самосовершенствование:
*  более глубокому пониманию родителями своих детей, налаживанию взаимоотношений с ними, оказанию им реальной помощи в обучении и развитии:
*  индивидуализации обучения и воспитания учащихся и, одновременно, оптимизации работы учителя с целым классом на базе предоставляемых характеристик классных коллективов.

Технологичность обучающего этапа реализуется за счет разработанных 40 ¸ 60 - минутных (по необходимости - и более длительных) собраний-бесед для учащихся с 7 по 11 класс, для родителей и учителей с 1 по 11 класс, единых структурно, но специализированных по содержанию для каждой возрастной группы детей и категории взрослых слушателей. Ежегодное проведение собраний по итогам тестирования приучает детей, родителей и учителей анализировать по психологическим характеристикам происходящие изменения, оценивать результаты и работать над развитием. В рамках информационного этапа конкретизируется и просветительско-педагогическая работа с учителями и родителями. Практика показывает низкую эффективность традиционно проводящихся лекций по возрастной и педагогической психологии. Когда те же самые вопросы оптимизации психического развития и обучения родители и педагоги разбирают, имея на руках характеристики собственных детей, в которых обозначены и конкретные проблемы, и их причины, то они становятся руководством к действию.

Консультационный этап наиболее индивидуализирован по содержанию реализуемой в нем деятельности, хотя в нем максимально используются результаты всех предыдущих этапов, особенно диагностического и прогностического. В его рамках осуществляется оказание помощи в решении сугубо индивидуальных проблем ребенка, семейных проблем и межличностных проблем, возникающих между учителем и конкретным учеником, а также во взаимоотношениях между учащимися. На данном этапе естественно дополнительное применение специализированных (часто не стандартизованных, а проективных) методик в соответствии с индивидуальным запросом и темой консультирования. Индивидуальное консультирование осуществляется по мере обращения. Часто для его проведения бывает достаточно привлечения данных стандартного планового обследования, и дополнительная диагностика не требуется. Этим обеспечивается оперативность и качество консультационной работы.

В реализации коррекционно-развивающего этапа акцент делается на развитие, чтобы как можно меньше была потребность в коррекции. Кроме того, работа всей системы направлена на профилактику, предупреждение осложнений и отклонений в развитии, и ее функционирование способно полностью это обеспечить за счет раннего вмешательства в латентном периоде проблемы. Разработана система рекомендаций, использование которых при выполнении домашних заданий ребенком, позволяет корректировать направление его развития. Регулярное ежегодное обследование всех учащихся обеспечивает наблюдение за их личностным и интеллектуальным развитием, позволяет своевременно выявлять детей с невротическими и нейрофизиологическими осложнениями, с проблемами дезадаптации, дисгармоничности интеллектуального и личностного развития и осуществлять необходимые психолого-педагогические воздействия. Кроме того, использование прогностических моделей позволяет выявить детей с неблагоприятными тенденциями в развитии и начать работать с ними еще до того, как неблагоприятные тенденции превратятся в проблемы ребенка, то есть не допускать появления проблем. Также оказывается возможным выявление наиболее одаренных детей и своевременная работа с ними по более интенсивной программе обучения.

В рамках развивающего этапа предусмотрено использование различных современных психолого-педагогических технологий, в том числе, и авторских. Однако в этом плане основное внимание уделяется оптимизации самого учебного процесса. Разработаны рекомендации учителям по изменению методов преподавания в зависимости от наличия различных групп «проблемных» учащихся (не столько из-за поведения, сколько из-за дисгармоничности интеллектуального развития) и общей характеристике класса, а также по оптимизации взаимодействия с отдельными учащимися, когда этого требуют их индивидуальные особенности. Составлены рекомендации родителям и самим детям, касающиеся способов выполнения домашних заданий, которые позволяют оптимизировать развитие и избежать специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Вся система коррекционно-развивающей работы в рамках ТООР строится таким образом, чтобы она не выходила за рамки самого учебного процесса, не была дополнительной нагрузкой для ребенка, не требовала привлечения специалистов. Если родители или учителя по каким-либо причинам не реализуют рекомендации по реорганизации учебной деятельности ребенка, то могут использоваться традиционные, хотя и более трудоемкие, методы психологической помощи. В начальной школе используются как развивающие (активизация творческих способностей, развитие логической памяти, пространственного, понятийного и абстрактного мышления и др.), так и коррекционные технологии.

На этом этапе решаются и медико-психологические задачи. Они состоят в предупреждении излишнего нервно-психического напряжения, психофизиологических перегрузок учащихся, которые могут отрицательно влиять на их общее состояние здоровья и успеваемость. Особое внимание уделяется учащимся в периоды их социально-психологической адаптации (первые, пятые, десятые и вновь формируемые классы), подросткового кризиса и при индивидуальном переводе в другой класс.

Ключевым моментом в функционировании I ступени ТООР является профилактическая работа и оказание максимально возможной психологической помощи детям на этапе поступления в школу и в период обучения в начальных классах. Развитие всех наиболее важных для обучения характеристик в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществимой и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить учащихся от проблем в процессе дальнейшего их обучения.

Второй этап работы в рамках ТООР (или основная задача ее II ступени) заключается в комплексной диагностики готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю. Необходимость проведения подобной диагностики диктуется не только (и не столько) проблемами социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов к новым учителям и режиму обучения. Основная причина заключается в предотвращении резкого снижения успеваемости из-за неготовности детей к качественно новому уровню учебных программ. Если в 1-3(4) классах высокая успеваемость могла быть обеспечена даже при неразвитом понятийном мышлении только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности и хорошей памяти, то, начиная с 5 класса, основная нагрузка в усвоении программы ложится на высшие формы мышления. Если они оказываются несформированными, то успеваемость резко падает.

Основная цель комплексного психологического обследования учащихся 3-х – 4-х классов заключается в диагностике широкого спектра психологических характеристик, а также новообразований периода обучения в начальной школе. Психологическое обследование, проведенное в 3(4) классе, позволяет определить наиболее вероятные учебные проблемы 5-9 классов (предметы, отдельные темы), то есть за долго до того, как они реально нарушат нормальное самочувствие ребенка, и составить рекомендации по их предупреждению. Диагностический контроль и помощь в 5-6 классах позволяют полностью снять учебные проблемы в старшей школе.

Третий этап функционирования ТООР (или ее III ступень) позволяет проводить:
* анализ задатков профессиональных способностей у учащихся 7-х – 11-х классов, проведение профориентационного консультирования;
* изучение творческих способностей (и их структуры) в связи с различными сферами будущей профессиональной деятельности;
* углубленное изучение отдельных личностных характеристик (особенности группового взаимодействия, межличностного общения, поведения в стрессовых ситуациях, способностей к адаптации, системы жизненных ценностей, гражданского и правового сознания и пр.), оптимизировать процесс социализации.

ТООР имеет сквозную технологию, реализуемую на всех ее ступенях – это технология оптимизации обучения и развития детей с легкими функциональными нарушениями мозговой деятельности (ММД). Ее использование позволяет таким детям восстановить здоровье, успешно обучаться не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях, обеспечивает их полноценное интеллектуальное и личностное развитие.

Методический комплекс I ступени ТООР (диагностика дошкольников и учащихся 1-2 классов): 1) графический тест Бендер (мелкая моторика ведущей руки, зрительно-моторная координация, нейрофизиологические ее нарушения); 2) тест Тулуз-Пьерона (характеристики внимания, нейродинамики, общей работоспособности, функциональные отклонения в работе мозга, легкая органика); 3) прогрессивные матрицы Равена - серии А, В, С (визуальное мышление); 4) тесты структуры интеллекта и речевого развития младшего школьника (Ясюковой); 5) тесты на зрительную (образную) и слуховую (речевую) кратковременную память; 6) тест Тэммл-Дорки-Амен (личностная тревожность, особенности общения, семейных взаимоотношений); 7) цветовой тест Люшера (эмоционально-энергетические характеристики, личностные установки), его модификация ЦТЭС (Ясюковой); 8) проективный рисуночный тест Коха (самооценка, эмоционально-волевые характеристики, общая активность, особенности общения и семейных взаимоотношений); 9) рисунок семьи (положение ребенка в семье, восприятие им семьи и семейных взаимоотношений, отношение к отдельным членам семьи); 10) тест «Навык чтения» (Ясюковой).

Методический комплекс II ступени ТООР (диагностика учащихся 3-6 классов): 1) тест структуры интеллекта Амтхауэра (переработка для 3-6 классов Ясюковой); 2) тест самостоятельности мышления (Ясюковой); 3) тест «Навык чтения» (Ясюковой); 4) тест «Навык чтения» – английский язык (Белавиной); 5) прогрессивные матрицы Равена, серии А, B, C, D; 6) тест гуманитарных способностей (Ясюковой); 7) тест Тулуз-Пьерона (нейродинамика, внимание, работоспособность); 8) задачи Гилфорда (дивергентное мышление); 8) рисуночный тест Торренса (творческое воображение); 9) личностный опросник Кеттелла (детский вариант, адаптация Ясюковой с дополнительной шкалой на адекватность самооценки); 10) проективный рисуночный тест «Дерево»; 11) цветовой тест Люшера и его модификация ЦТЭС (Ясюковой); 12) Экспресс-методика изучения социально-психологического климата (СПК) класса (Ясюковой).

Методический комплекс III ступени ТООР (диагностика учащихся 7-11 классов): 1) тест структуры интеллекта Амтхауэра; 2) прогрессивные матрицы Равена (серии В, С, Д, Е); 3) тест Гилфорда-Салливена (социальный интеллект); 4) тест гуманитарных способностей (Ясюковой); 5) тест физико-математических способностей (Самойловой-Ясюковой); 6) тесты (вербальный и графический) нестандартности мышления (Ясюковой); 7) задачи Гилфорда (дивергентное мышление и воображение); тест самостоятельности мышления (Ясюковой); 8) тест правового и гражданского сознания (Ясюковой); 9) тест мотивации профессионального выбора (Ясюковой); 10) тест структуры трудовых и жизненных ценностей (Ясюковой); 11) личностный опросник Кеттелла (переработка для старшеклассников Ясюковой, совместимая с формой «А» для взрослых); 12) тест Фидлера-Ясюковой (социальная перцепция, коммуникативные установки, эффективность общения и делового взаимодействия); 13) фрустрационный тест Розенцвейга; 14) тест Тулуз-Пьерона (нейродинамика, внимание, работоспособность); 15) проективный рисуночный тест «Дерево»; 16) цветовой тест Люшера и его модификация ЦТЭС (Ясюковой); 17) тест «Навык чтения» (Ясюковой); 18) тест «Навык чтения» – английский язык (Белавиной).

Часть I ТООР прошла апробацию в нескольких вариантах – для работы с дошкольниками и учащимися 1-2 классов общеобразовательных школ, гимназий и коррекционных классов. Всего с 1990 года обследовано более 2000 детей. Прогностическая валидность методики оценивалась на основе лонгитюдных исследований: психологического сопровождения учащихся гимназических, общеобразовательных и коррекционных классов в процессе их обучения с 1 по 7-ой класс.
Часть II ТООР также прошла апробацию в гимназиях и общеобразовательных школах и коррекционных классах. С 1992 года было обследовано более 3000 учащихся 3-6 классов. Особое внимание уделялось выделению и далее формированию психологических характеристик, оптимизирующих процесс адаптации учащихся при переходе в среднюю школу и необходимых для успешного овладения программой 5-9-х классов. В лонгитюдных исследованиях была проверена надежность выводов и прогнозов, а также отобраны наиболее эффективные методы коррекции и оптимизации развития учащихся.

Часть III ТООР прошла апробацию в гимназиях, общеобразовательных школах, а также в школах с углубленным изучением физико-математических, естественных, гуманитарных наук, иностранных языков, экономики, правоведения, предметов культурно-эстетического цикла. С 1990 года было обследовано более 4000 учащихся 7-11 классов. В лонгитюдных исследованиях особое внимание уделялось проверке надежности прогнозов становления профессиональных способностей как по освоению программ соответствующих профильных классов, так и далее, по успеваемости в вузах, трудоустройству и эффективности профессиональной деятельности. Изучались качества, свойственные наиболее успешно самоактуализирующейся личности и возможности формирования этих качеств у старшеклассников.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su