Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года»
Реферат проекта

«Интеграция психологии: от теории к практике» (просветительская и организационная программа)


Актуальность

Современная ситуация в психологии характеризуется методологической неопределенностью и кризисными явлениями, противоречиями традиционного (академического) и огромного количества школ, направлений, новых психологических подходов, к пониманию теории и практики этой науки.

В силу этого необходимы создание и разработка принципиально новой, интегративной психологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека и была ориентирована не только на профессиональных психологов, но и имела мировоззренческий потенциал, ценность для решения обыденных проблем простого человека на уровне методов и психотехник.

Социальная, научная и практическая значимость

Козлов В.В. провел 800 научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 32000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. 

Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста (См. монографии «Психотехнологии измененных состояний сознания.»- 2-ое изд., испр. и доп. -  М.: Изд-во Института психотерапии, 2005 – 544 стр., «Психология дыхания, музыки, движения» -  М., 2009 - 114 с. монографии «Психотехнологии измененных состояний сознания.»- 3-е изд., испр. и доп. -  М.: Изд-во Института психотерапии, 2016 – 400 стр.,). 

Профессор Козлов активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов (см. Интегративная психология. Теория и психотехника. Методическое пособие. Ярославль – 2004- 120 стр., Политическая психология. Учебник для вузов М. 2010). Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии. 

Большое внимание оказывает разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп (См «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. (Учебно-методическое пособие) М. Изд-во Института психотерапии. 2002 –640 стр., Методология и методы социально-психологических исследований. (Учебное пособие УМО вузов России) М.: Москва -Санкт-Петербург, 2003 – 378 с., «Социально-психологическая диагностика развития личности и  малых групп (Учебное пособие) М. Изд-во Института психотерапии. 2005 –490 с.», «Групповая работа. Стратегия и методы исследования. М., «Психотерапия». 2007- 224 с.»  и др.). 

Большим вкладом в развитие современной психологии является разработка теории, методологии работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации (См. «Работа с кризисной личностью. (Методическое пособие). Москва: Изд-во Института Психоте¬рапии, 2003 - 302 с.»; «Создание механизма и условий для успешной социальной, профессиональной и личностной адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и в первый год по его окончанию. (Учебно-методическое пособие) Ярославль, ООО «Титул Яр», 2004» , «Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание второе, расширенное и дополненное. СПб: Речь, 2006 – 286 с.», «Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения. М., Фирма «Слово», 2006 – 428 с.»,  «Работа с кризисной личностью. (Методическое пособие). Москва: Изд-во Института Психоте¬рапии, 2007 - 336 с.».; цикл сборников «Психотехнологии  в социальной работе. Вып. 1 –10 – 1995 – 2005)», «Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация М., Фирма «Слово», 2008 – 160 с.» (монография) «Наркотические аддикции: профилактика и   коррекция с помощью интегративных психотехнологий М., Фирма «Слово», 2008 – 636 с. (монография)», «Психологическое  управление в кризисных социальных сообществах,. М., ГАЛА-издательство, 2009 – 436 с. (монография)    Психология кризиса М Институт консультирования и системных решений, 2014 – 331  с.  (монография)  и др.) 

В течение последних 25 лет Козловым В.В. выделены адекватные методы для исследования влияния различных методов, использующих измененные состояния сознания  и проведены многоуровневые исследования влияния этих методов на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику (См. «Измененное состояние сознания: системный подход (монография) М., РПФ «Титул», 2005  - 396 с., «Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души. - М.: ГАЛА-Издательство, 2008. – 112 с. и др.)

Профессор Козлов В.В. уделяет большое внимание интеграции психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами. Он директор-организатор ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса по  психологии (г. Ярославль, Кострома, Новосибирск 1998-2016), инициатор, основатель и председатель ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и практика» (г. Ярославль), директор ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии. 

Козлов В.В. является  научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной Академии Психологических наук, основатель Международного Института интегративной психологии. В период с 1990 по 2016 г.г. принимал активное участие в 120 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя,  директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором 85 Международных конференций по проблемам теории и практики  психологии/

Не меньшее внимание Козлов В.В. уделяет организации  и изданию научных журналов для популяризации научных достижений психологии (Главный редактор российского журнала «ЧФ. Социальный психолог» издательство ИП РАН, МАПН, ЯрГУ, М.-Ярославль,  член редколлегии и главный редактор  журнала «Проблемы психологии и эргономики», Член редакционного Совета Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии»), редактор цикла научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003-2009), главный редактор ежегодного академического сборника «Методология современной психологии», член редакционных коллегий 9 научных психологических журналов.  

Профессор Козлов в 1994 г. избран исполнительным директором и членом президиума Международной Академии психологических наук (МАПН), с 2003 года – вице-президент МАПН, с 2007 года -  Первый вице-президент МАПН, с 2010 года – президент МАПН. Член научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ.  Неоднократно руководил грантовыми проектами Российского государственного  научного фонда и  института Открытое общество (Фонд Сороса). Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997-2002 г), выдвинутого на Государственную Премию Президента РФ в образовании (номинирован в 2002 и 2003  гг). 

Таким образом, социальная, организационная и практическая значимость проекта высокая.

Значение для развития практико-ориентированной психологии.

Особенностью Козлова В.В. является то, что он анализирует  историю культуры и духовных традиций человечества, интегрирует  теорию и психотехнику традиций  в пространство интегративной психологии (См. «Духовные странствия: три тропы. Заметки по духовной психологии (монография) Ярославль, МАПН,  РИА «Титул», 2001г. -288  с.»; «Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние (монография) М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 603 с.»,  «Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007. –528 с. (монография)» Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т.1 Мировой трансперсональный проект - М., 2007 – 350 с. (монография); Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Т.2  Российский трансперсональный проект -М., 2007 – 424 с. (монография), Трансперсональная психология. Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2010 -512 с., Психология буддизма. М., Институт консультирования и системных решений, 2011 – 200 с. (монография), Онтология шаманизма. М Институт консультирования и системных решений, 2012 – 336 с, (монография)   Личность и сакральный ритуал: история и современность. М Институт консультирования и системных решений, 2013 – 272 с. (монография).

Таким образом, проект имеет важное значение для развития теории и практики психологии.

Цель

Интеграция теории и практики психологии. Интегративный подход – это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях.

Главной целью психологии В.В.Козлов видит в том, чтобы воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную  парадигму современной психологии. 

Цель интегративной психологии, кроме объяснительной и концептуальной, достаточно прагматична – изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать и действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде. В связи с этим на сущностном уровне  важна трансформация  homo sapiens и homo habilis (человека разумного и умелого) в homo ludens и homo creacoficus (человека играющего и творящего мудрость). Особенно  хотелось бы, чтобы данная трансформация произошла с носителями знания о человеке – психологами и психотерапевтами, философами и психиатрами, педагогами и социальными работниками.

Аудитория: психологи, социальные работники, философы, педагоги, психотерапевты, бизнесмены, государственные служащие.

Основное содержание работы

Профессору  Козлову принадлежит выдающееся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 12 очных аспирантов, 15 соискателей). Под его научным руководством защищено 132 кандидатских  и 25 докторских диссертаций. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальностям 19.00.01 и 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций.  

Главное значение профессора Козлова для развития психологии – это  попытка организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии – интегративной). Козлов В.В. вложил огромное количество энергии разработке интегративной психологии как новой парадигме психологии, интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах. 

Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии: 

1990 – 1993 – разработка направления интенсивные интегративные психотехнологии.

1993-1997 - Систематизация теоретических подходов и концепций, а также разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп. 

1997-1999 - Разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствовании и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп.

1999- по настоящее время – Разработка интегративной психологии как принципиально новой теории и методологии психологии.

Многое профессором Козловым В.В. сделано впервые.

Впервые в России и в мировой психологии  разработана интегративная психология, который предполагает  консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней  знаний о человеке в смысловом поле психологии. 

Впервые в психологии проведены исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания, воздействия этих состояний на психику, личность, групповую динамику. На основе этих исследований предложена модель конструктивных и деструктивных феноменов ресурсных состояний сознания, новое понимание психологии творчества, психологии игровой зависимости.  

Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствовании и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствовании, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.

С 2014 года профессор Козлов разработал и руководит магистратурой «Социальная психология и технологии работы в общественной и политической сферах» на факультете психологии ЯрГУ.

Результаты, выводы

Козлов В.В. действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии, действительный член Международной  Академии Социальной Работы, действительный член Российской Академии Естествознания,   действительный член Международной  Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия), Почетный профессор университета «Туран» (Алматы, Казахстан), приглашенный профессор КаЗНУ им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан). 

За психологические научно-исследовательские, организационные, методологические  разработки награжден грамотами ректората ЯрГУ, Ярославской государственной Думы, Министра образования РФ, по итогам 2001, 2003, 2006, 2010 годов признан победителем в конкурсе ЯрГУ им. П.Г.Демидова на звание «Лучший ученый университета», награжден за развитие психологической службы в России грамотами Президента РПО,   а так же благодарностью Президента России В.В.Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001 г.), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров  награжден орденом Вернадского второй степени (июль, 2002), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров  награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002), Почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003 г.), медалью за заслуги в науке «Человеческий фактор» (апрель 2004),  за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров  награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005). Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 года в номинации «Личность 2004 года в психологической практике» (октябрь 2005 г.). Награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006 г.), Победитель Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006). Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2006 года в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России» (июнь 2007 г.), удостоен Почетного Звания «Основатель научной школы» (декабрь, 2008), Почетного Звания "Заслуженный деятель науки и образования" (ноябрь, 2009). Награжден «серебряной» медалью В.И.Вернадского за выдающиеся достижения в области науки и образования  РАЕ (декабрь, 2009). Является лауреатом Всероссийского конкурса «Золотая Психея» по итогам 2010, 2011, 2012 годов. Награжден грамотой Президента РПО за выдающийся вклад в развитие российской психологии (2011), дипломом Российской Академии Наук и РОСКОСМОСа за участие в эксперименте по моделированию пилотируемого полета на Марс "MARS 500" (2012). Награжден Золотой медалью «За новаторскую работу в области высшего образования» РАЕ (3013), медалью «Н.Шолохов» Международного казахского творческого объединения «Планета мира»  (2013). В 2014 году стал победителем юбилейного XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации "Вклад в развитие единого профессионального сообщества" в составе авторского коллектива Международной Академии Психологических Наук, награжден юбилейной медалью «200 лет внутренним войскам МВД России» (апрель, 2014), решением Академического  совета  Оксфордского Академического Союза  (Oxford Academic Union (OAU)) представлен к почетной награде  “The Name in Science“ (декабрь, 2014)  и орденскому знаку на голубой ленте «За вклад в мировую науку»,  награжден  памятной медалью МВД России  «70 лет СПВИ ВВ МВД России» (апрель, 2015), лауреат конкурса «Золотая Психея» (по итогам 2014-года, июнь 2015), награжден памятной медалью МВД России (апрель, 2016), золотой медалью «За вклад в развитие свободы и прав человека» Комитета по защите прав  человека Европейского Союза с присвоением звания «Посол Миссии Мира»  (май 2016),  лауреат конкурса «Золотая Психея» (по итогам 2015-года, июнь 2016).

За 2016 году профессором Козловым В.В. издано 3 монографий, 1 учебник, 1 методическое пособие, 28 научных статей. 

В 2016 году подготовлены к печати и сданы в редакционные коллегии монография «Движение за развитие человеческого потенциала» (Издательство «Академия», Москва»),  монография  «Психология творчества» (Изд-во «Институт психотерапии», Москва), учебник «Гендерная психология (в двух томах)» - Алматы «Туран», «Психология любви» (Изд-во  «Титул-Яр», Ярославль/

В 2016 году  Козлов В.В. продолжает издание журналов «ЧФ: Социальный психолог (Главный редактор Козлов В.В.); «Проблемы психологии и эргономики»; «Социально-психологическое общество и власть»; «Вестник интегративной психологии» (Главный редактор Козлов В.В.), а также издание ежегодных научных сборников «Седьмая волна психологии» (Главный редактор Козлов В.В.); «Психология двадцать первого века» (Главный редактор Козлов В.В.), «Методология современной психологии» (Главный редактор Козлов В.В.).

В 2016 году профессор Козлов В.В. участвовал в организации и  проведении ежегодного Международного Конгресса «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)». (Предсдедатель, Директор-организатор). Он руководил секцией «Интегративная психология» (май 2016).

Козлов В.В. также в качестве организатора и докладчика на следующих научных мероприятиях:

  1. Организация и проведение пятой Зимней Уральской психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Челябинск, Долгобродское) (доклады, ведение методических семинаров).
  2. Организация и проведение третьей Зимней Белорусской психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Гомель) (доклады, ведение методических семинаров).
  3. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы», Ярославль, 19-21 мая 2011 г. (общая координация, доклад).
  4. Международный  симпозиум МАПН «Психология XXI столетия», посвященный 85-летию Бухарского госуниверситета и 5-летию научного журнала «Психология» (Бухара, Узбекистан) (общая координация, пленарный доклад, мастерская).
  5. Современные проблемы развития акмеологии. Третий международный  симпозиум (Кострома) (общая координация, доклад).
  6. Организация и проведение Летней  психологической школы «Психология тела: теория и метод» (Алтай,  июнь) (доклады, ведение методических семинаров).
  7. Организация и проведение Летней  психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Иркутск, Байкал. июль) (доклады, ведение методических семинаров). 
  8. Организация и проведение Летней  психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Алматы, Петропавловск, июль) (доклады, ведение методических семинаров). 
  9. Организация и проведение Летней  психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Литва, Вентспилс, август) (доклады, ведение методических семинаров). 
  10. Белорусская Летняя Психологическая Школа профессора Козлова «Психология творчества» (Гомель, август) (доклады, ведение методических семинаров).
  11. Международный симпозиум «Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов ХХ1 века (к 95-летию Л.И.Уманского)», Кострома, 27-29 октября   2016 г.  (организация, доклад).
  12. Организация и проведение Летней  психологической школы «Современная психология: теория и метод» (Челябинск, Долгобродское) (доклады, ведение методических семинаров). 
  13. Международная научно-практическая конференция, посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан «Современные проблемы гуманитарных и социальных наук” Астана (общая координация, пленарный доклад).
  14. Научно-методический семинар «Интегративная психология» - в качестве визит-профессора в университете «Туран».

Кроме этого, Козлов В.В. в 2016 году провел 20 многодневных психологических семинаров в различных регионах России и зарубежья.

Козлов В.В. координировал научное международное сотрудничество со следующими организациями: Европейская ассоциация трансперсональной психологии (Италия), Институт Эсален (США), Американская трансперсональная ассоциация (США), Университет «Туран» (Алматы), Латвийская медицинская академия (Рига), Центр реабилитации Назаралиева (Бишкек), Государственный университет управления при президенте Республики Казахстан (Астана), Государственный университет Келани (Шри-Ланка), Евразийский гуманитарный институт (Астана).

Козлов В.В. в 2011 году вел учебно-научную и просветительскую работу за рубежом. Это проведение конференций «Современные парадигмы психологии» (Алматы, Казахстан), «Современные проблемы гуманитарных и социальных наук” (Астана, Казахстан), семинара по духовно-ориентированной психологии (Туркестан), международного научно-практического конгресса «Педагогика и психология 21 века: “Теория, методология и практика», посвященного 25-летию независимости республики казахстан (Шымкент), проведение ознакомительных семинаров по интегративной психологии (Казахстан, Китай, Монголия, Шри-Ланки, Латвия, Белоруссия).

В сентябре профессором Козловым В.В. проведен психологический  ритрит в 50-ой зарубежной стране (Шао-Линь, Китай). 

25 декабря 2016 года профессор Козлов в День психологии Казахстана в Алматы провел свой 800-ый психологический семинар-тренинг. 

За последние 25 лет он провел 11 лет (по 365 дней в году без выходных) в реальной работе с психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, бизнесменами и многими другими людьми, для которых психология важна как теория и метод.

На самом деле психология, которой занимается профессор Козлов – она для людей и во имя самореализации людей.

Козлов В.В. достоин участия в конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Психология- людям!» 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su