Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Читайка» (авторская программа)


Актуальность
Дошкольные образовательные учреждения в последнее время достаточно активно занимаются процессами обучения дошкольников, причем сейчас в ДОУ в обучении дошкольников превалирует трансляционная парадигма учебной деятельности со школьными способами и методиками обучения. Традиционно считается, что, если ДОУ – это первая ступенька системы образования, то и ориентировать его надо на более высокие ярусы и уровни, в данном случае – на школу. В итоге детский сад очень часто и превращается  в маленькую школу. В последние годы в теории и практике дошкольного образования наметилась тенденция к переосмыслению основных подходов к обучению. Происходит постепенное осознание того факта, что школьные методы обучения  расходятся с особенностями восприятия, памяти, мышления и другими высшими психическими функциями дошкольников.
В настоящее время существует противоречие между  способами обучения  дошкольников в ДОУ и закономерностями их психофизиологического развития.

Социальная и практическая значимость программы
• В г. Сыктывкаре работает три опорных научно-методических площадки АП «Читайка», на которых проводится обучение около 100-120 дошкольников ежегодно.
• В республике Коми более 350 педагогов используют в своей работе в ДОУ  АП «Читайка».
• В России учебные пособия к АП «Читайка» разошлись общим тиражом 50 тысяч экземпляров.
• Опыт внедрения программы  в детском доме показал резкое падение тревожности детей и эффективное их речевое и интеллектуальное развитие.

Научная  значимость
• Показано, что использование  звуко-слогового аналитико-синтетического  метода обучения чтению для дошкольников  неприемлемо в силу особенностей их познавательных процессов.
• Впервые в практике отечественного дошкольного образования разработана и прошла многолетнюю апробацию методика  обучения чтению дошкольников трех–шести лет, опирающаяся на механизмы их правополушарных познавательных процессов. Экспериментально показана эффективность методики в следующих аспектах: в слоговом анализе, чтении целыми словами, "печатании" коротких самостоятельных рассказов, звуковом анализе.
• Разработана и апробирована методика развития речи дошкольников в познавательной деятельности. Экспериментально установлена  эффективность методики в  речевом  развитии, развитии понятийно-интуитивного,  понятийно-речевого, понятийно-образного, визуально-линейного мышления, кратковременной речевой памяти, кратковременной зрительной памяти дошкольников.
• Разработана и прошла многолетнюю апробацию в ДОУ методика обучения, опирающаяся на субъект-субъектное взаимодействие педагог-дети. 

Значение для развития психологии
Впервые в отечественной психолого-педагогической практике в учебных пособиях реализована идея совмещения художественного произведения и учебного пособия, причем:
• все линии обучения  опираются на закономерности психофизиологического развития детей 3-6 лет;
• стержневая линия пособия – формирование нравственного ядра личности дошкольников;
• пособия включают весь необходимый материал (развитие речи, обучение чтению, формирование логического мышления, развитие нравственного чувства) для полноценного развития и воспитания ребенка от 3 до 6 лет, включая качественную подготовку к школе;
• специалисты в пособиях получают богатейший материал для нравственного и интеллектуального  развития детей, приобщения их к русскому языку и русской культуре, независимо от того, по какой программе они работают.
• учебные пособия предназначены также и для неспециалистов, поскольку все творческие и учебные задачи решены автором и представлены в виде игр – занятий с детьми.

Цель программы «Читайка»
Развитие всех сфер личности дошкольника в игре, приобщение детей к русской культуре.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Дошкольники трех-шести лет, их родители, педагоги  ДОУ, дошкольные психологи

Основные этапы работы     
1. 1994 – 1999 г.г.

• Разработка и написание учебных пособий «Читайка» (М.:Рипол классик, 1999. – 476 с.) и «Грамотейка» (Тула: Ясная поляна, 2007. – 480 с.). Внедрение разработанных методик в работу  центра «Познание», опорной научно-методической площадки ДОУ № 103, г. Сыктывкар.

2. 2000 – 2004 г.г.  

• Разработка и написание учебных пособий «Рюкзачок с загадками» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 2007, 2008. – 250 с.), «Читай-город» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 250 с.)
• Сертификация программы в Министерстве образования и высшей школы  Республики Коми как авторской.
• Внедрение разработанных методик в Республиканском центре дополнительного образования и ДОУ республики.

3. 2005 – 2008

• Разработка и написание учебного пособия «Город Грамотейск. Добукварь» (Сыктывкар: Эском, 2008. – 300 с.)
• Разработка и написание учебно-методических пособий по обучению грамоте и формированию логического мышления.
• Публикация основных результатов исследований  в центральных научных журналах («Дошкольное воспитание», «Мир психологии», «Детский сад от А до Я») и в материалах российских конференций.
• Внедрение программы на опорной научно-методической площадке в Коми республиканском институте развития образования и переподготовки кадров, в ДОУ республики.
• Обучение педагогов ДОУ (более 350 человек) работе по программе.

4. 2008 год

• Разработка и написание  учебного пособия «Хрестоматия по развитию нравственности дошкольников».
• Разработка и написание учебного пособия для дошкольников «Русские народные  художественные промыслы».
• Подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Психологические особенности речевого развития дошкольников по  программе «Читайка».

Результаты, выводы
• Многолетняя психодиагностика показывает, что занятия по программе способствуют  речевому развитию и развитию мышления дошкольников, которое значительно превышает аналогичные показатели детей из обычных детских садов. 
• Программа гарантирует положительную эмоцию детей на каждом занятии, дети легко проходят любые тесты при поступлении в любую гимназию, и главное – они ХОТЯТ идти учиться в школу.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su