Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках» (печатное издание)


Актуальность
Несмотря на то, что большинство методов непараметрической статистики обрели свое развитие и популярность благодаря психологии, во многих учебниках по статистике для психологов они оказываются оттесненными на периферию рассмотрения и зачастую  воспринимаются как нечто вторичное по отношению к другим статистическим методам. Одна из причин подобной ситуации – в недостатке учебных пособий для психологов, которые были бы полностью посвящены показу возможностей данных методов. Несмотря на то, что издаваемая за рубежом и  предназначенная для психологов литература по непараметрическим методам ежегодно пополняется несколькими новыми названиями, она остается практически неизвестной русскоязычному читателю.  Последние (и предназначенные для специалистов, имеющих математическую подготовку) издания в этой области  на русском языке относятся к концу 80-х годов.

Таким образом, данный проект восполняет собой существующий пробел в  доступных учебных пособиях по непараметрической статистике, предназначенных для психологов.

Наличие ряда популярных статистических компьютерных  программ (например, SPSS) облегчает процесс использования математических методов в психологии, но зачастую приводит к смещению акцентов в этой области. На первый план может выдвинуться формально правильное использование той или иной программы (по принципу «нажми на кнопку – получишь результат»), сопровождаемое непониманием того, что и как было с ее помощью получено, и какова интерпретация имеющегося результата. В этих условиях становится актуальной решаемая в данном проекте задача показа, того, как работает программа (на примере SPSS)  и какие статистические алгоритмы в ней используются.     

Социальная, научная и практическая значимость
Социальная значимость проекта в том, что его реализация позволяет приобщить большее число специалистов-психологов к тому потенциалу, который несут в себе математико-статистические методы. Появляется возможность сформировать отношение к статистическим методам как к инструменту повседневной деятельности специалиста, расширить круг психологов, использующих данные методы и, в конечном итоге, превратить их  использование в норму своей повседневной практической деятельности.

Научная значимость проекта в том, что математическая статистика дает студентам и специалистам-психологам научный инструмент, позволяющий более системно и осмысленно подходить к собственной профессиональной деятельности, снижать в ней уровень субъективности суждений и оценок, строить свою деятельность в опоре на некоторые выявляемые в ней тенденции и закономерности, подводить результаты деятельности, используя  определенные количественные показатели. 

Практическая значимость проекта в том, что показ путей использования методов непараметрической статистики в психологии происходит в опоре на примеры из опыта практической деятельности психологов и представителей смежных профессий. Основное назначение приводимых примеров – показать, что этим методам может найтись место не только при проведении различных исследований, но и в повседневной деятельности специалистов различного профиля. 

Значение для развития психологии
В психологии сформировался определенный "джентльменский набор" статистических методов, используемый в большинстве случаев, но далеко не  исчерпывающий их диапазон. Некоторые из существующих методов могут не использоваться, поскольку они не описаны в литературе, предназначенной для психологов. В проекте рассмотрен ряд малоизвестных отечественным психологам методов непараметрической статистики (тест Вальда-Волфовица, тест экстремальных реакций Мозеса, тест Джонкхиера-Терпстра и др.), даны примеры их использования. Это позволяет существенным образом расширить диапазон статистических методов, используемых в психологии при проведении различных исследований и экспериментов.

Цели
1. Познакомить студентов и специалистов-психологов с наиболее популярными методами непараметрической статистики, показать их возможности и ограничения.
2. Пробудить у студентов/специалистов интерес к данным методам, усилить мотивацию к их использованию в своей повседневной деятельности.
3. Показать начинающим пользователям программы SPSS ее возможности в области непараметрической статистики, описать используемые здесь статистические алгоритмы, рассмотреть и снять противоречия, возникающие при использовании упрощенных (ручных) вычислительных алгоритмов и тех, которые используются в SPSS.   

Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на студентов и специалистов социального и гуманитарного профиля (психологи, педагоги, социальные работники), а также преподавателей курсов математической статистики для психологов и других смежных специальностей.

Основное содержание работы
В первой главе приводятся основные сведения из математической статистики, необходимые для дальнейшего изложения.

Вторая глава посвящена вопросам измерений и шкал в психологии.

В главах с третьей по седьмую рассматриваются методы непараметрической статистики для случая единственной выборки, двух и более зависимых выборок, двух и более независимых выборок.

Мерам ранговой корреляции посвящена восьмая, заключительная глава.

Четыре приложения содержат:
- краткие биографические сведения об авторах рассмотренных методов;
- статистические таблицы;
- краткое описание всех методов с записью программного синтаксиса SPSS для каждого из них;
- задания для самостоятельной работы.
Завершается работа списком литературы и двумя (предметным и именным) указателями.

Результаты, выводы
Проект отражает современное состояние используемых в психологии методов непараметрической статистики. Основу его содержания  составляют многочисленные примеры, позволяющие рассматривать каждый  метод на уровне конкретных алгоритмов его использования (включая алгоритмы по работе с программой SPSS).

Полное содержание проекта изложено в книге: Резник А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. – СПб.: Речь, 2008.  – 265 с.   


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su