Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«"Как стать активным и успешным" (Формирование субъектности через преобразование тревожности у детей младшего школьного возраста 7-11 лет)» (психолого-педагогическая развивающая программа)


 
Программа «Как стать активным и успешным» направлена на преодоление тревожности и развитие атрибутов субъектности. Применяется в работе психолога с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет). Содержание программы строится на развивающей модели обучения Эльконина-Давыдова, направленной на личностный рост и достижения учащихся, исследование себя и окружающего мира, развитие творческого мышления и нестандартного подхода к решению задач. 
 
По мнению А.М. Прихожан: «Дети, несомненно, все индивидуальны и реакции на внешний и внутренний мир могут сильно отличаться. Кто-то постарается устранить беспокойство, кто-то начнет адаптироваться к нему». В исследованиях клинического психолога Д. Барлоу такая тревожность рассматривается как защитный барьер, предупреждающий человека о возможной опасности, и включающий внутренние психологические механизмы, способствующие саморазвитию и функционированию на более зрелом уровне. При использовании этих внутренних механизмов, по мнению ученого, в процессе социализации человек может научиться лучше общаться и понимать других людей.
 
В программе заложено представление о существовании «полезной тревоги», побуждающей ребенка к проявлению активности, интереса к окружающей его действительности. Форма человеческой активности, преодоление собственных переживаний и авторское решение сложных задач нашло свое выражение в феномене субъектности. Роль субъектности в младшем школьном возрасте соответствует третьей ступени формирования личности «персонализации» и, по мнению В.И. Слободчикова, является фундаментальной для качественных изменений развития личности.
Процесс преодоления тревожности не является травмирующим событием, требующим снова и снова проигрывать волнующую ситуацию, ребенку не предлагается осознать свои страхи и пережить их заново – на занятиях дети косвенно обсуждают свои переживания,  стратегии поведения, эффективные способы решения трудных ситуаций. В качестве защитного барьера между ребенком и его переживаниями используются герои сказок, мультиков, персонажи историй, играющие символическое значение и оказывающие терапевтическое воздействие.
Цель психолого-педагогической развивающей программы заключается в преодолении тревожности и развитии атрибутов субъектности, которые являются ресурсами для осознанного самовыражения.

Задачи программы

  1. Преодоление травмирующих переживаний.
  2. Преодоление страхов и неуверенности в себе.
  3. Развитие навыков самопрезентации.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков самоконтроля.
  5. Развитие позитивного отношения к миру.
  6. Развитие личностно-ориентированных партнерских взаимоотношений.
Программа рекомендована для детей: младшего школьного возраста (1-4 класс) с низким, средним или высоким уровнем тревожности, с трудностями в проявлении эмоций, трудностями в общении с взрослыми и сверстниками, с пассивной стратегией поведения, с недостатком инициативности, неумением выходить за пределы конкретной ситуации, неспособных прогнозировать, анализировать и говорить о себе. 
Организация занятий по программе: Занятия проводятся в малых группах (7-15 человек) два раза в неделю по 40 минут. При таком темпе эффективность и развивающий эффект программы наиболее велик. 

Особенности программы

Преодоление тревожности происходит с помощью комплексного развития личности ребенка: эмоциональной, познавательной и коммуникативных сфер. В процессе игровой деятельности дети сталкиваются с необходимостью договариваться, учитывать желание каждого и строить совместную деятельность, в соответствии с общими задачами, так как заинтересованы в одобрении и получении желаемого результата. Основным содержательным блоком программы является сплочение группы, командообразование, развитие эффективных способов взаимодействия в группе младших школьников. Также программа включает блок, направленный на раскрепощение, снятие эмоциональных и поведенческих зажимов, тревожности и неуверенности в себе. Так как, субъектность предполагает «авторскую позицию», считается необходимым развитие творческого мышления (креативности), актерского мастерства, позволяющего ребенку чувствовать себя более свободно и уверенно, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

Этапы реализации программы

Работа с программой включает диагностический и развивающий этап работы. 
На этапе проведения первичной диагностики психолог изучает уровень тревожности и субъектности детей, анализирует полученные результаты, заносит в таблицу.
Для проведения диагностики рекомендуется использовать следующие методики:
Изучение тревожности:
  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан)
Изучение субъектности:
  • Метод незаконченных предложений А.Б.Орлова в модификации авторов программы; 
  • Прием «Сочинение сказки» (авторская разработка);
  • Опросник учителей: «Шкала субъектности» (авторская разработка).
 
Этап развивающей работы включает 7 содержательных блоков (2 подготовительных, позволяющих снять напряжение, преодолеть страхи и неуверенность в себе и 5 содержательных блоков, направленных на развитие атрибутов субъектности):
  • Знакомство. Командообразование.
  • Снятие напряжения. Раскрепощение.
  • Развитие активной позиции.
  • Развитие инициативности.
  • Развитие надситуативности.
  • Развитие прогнозирования.
  • Развитие рефлексии. 
 
На заключительном этапе подводятся итоги исследования вопроса, как стать успешным, дети составляют общий проект, где показывают, чему научились, и как будут применять новые знания в повседневной жизни.  Психолог проводит повторную диагностику тревожности и субъектности детей, сравнивает результаты с первоначальными, оценивает эффективность программы.

Ожидаемые результаты

После проведения программы уровень тревожности уменьшается, уровень субъектности увеличивается, выражаясь атрибутами: 
Активная позиция: Проявление «авторской» активности, основанной на самостоятельном принятии решения, проявлении желания что-либо сделать и изменить. 
Инициативность: Стремление проявить инициативу в любой ситуации, не боясь ошибиться, заявив вслух о своей точке зрения, способность аргументации и отстаивания собственных интересов. 
Надситуативность: Выход за грани конкретной ситуации, мышление отличается вариативностью и гибкостью, что позволяет находить несколько вариантов решений, ставить сверхзадачу, испытывая свои способности и возможности.
Прогнозирование: Присчитывание возможных путей решения, последствий своих и чужих поступков, присчитывание возможных трудностей, достижение за счет этого максимального результата.
Рефлексия: Анализ собственных поступков, осознание слабых и сильных способностей, постановка целей и задач, умение взаимодействовать с окружающими, используя информационное пространство как ресурс для развития.  
Дети младшего школьного возраста становятся более уверенными, социализированными среди сверстников и взрослых, проявляя интерес к личности другого, не боясь быть замеченными, выражая собственное мнение и помогая другим.
 
Технические средства, используемые в ходе реализации программы:
  1. Магнитная доска.
  2. Таблица настроения, цветные смайлики.
  3. Дерево успеха.
  4. Магнитофон с музыкой;
  5. Приложение специалиста (дневник занятий, таблица изменений, поведенческая шкала тревожности).
  6. Приложение к каждому занятию.
Критерий эффективности программы: у 70% процентов детей в группе изменился уровень тревожности и субъектности, поведенческие особенности детей (по оценке диагностики, родителей и учителей).
 
Список литературы:  
1. Анцыферова Л.И. «Психологическое содержание феномена “субъект” и грани субъектно-деятельностного подхода»/ М., ИП РАН, с. 27-42
2. Ермохина О. Н. Формирование надситуативной познавательной активности школьников/Дис. ... канд. психол.: 13.00.01 Ульяновск, 2006 г.,  200 с. РГБ ОД, 61:06-13/2627
3. Новиков П.В.   Развитие рефлексии у младших школьников/ Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : М., 1998 190 c. РГБ ОД, 61:98-19/106-4
4. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности//М., Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.-232 с.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Москва-Воронеж, 2000г.
6. Волосенко А.В., Мазуренко Т. Б. «Технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности Мониной Г.Б."» (развивающая психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности обучающихся), Норильск
7. Хухлаевой О.В. Хухлаева О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки, под ред. /Академический проект., М., 2005 г.
8. Barlow D.H. Anxiety and Its Disorders: The Nature and Treatment of Anxiety and Panic. N.Y.: Guilford Press, 2004. 704 c

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su