Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Развитие коммуникативных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами мультисенсорной среды» (коррекционно-развивающая программа)


Актуальность

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентиры, формируют жизнеспособность и целеустремленность. 
Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Эти дети чаще всего социально изолированы от сверстников в силу имеющихся проблем в физическом, умственном или психическом развитии, их общение со сверстниками носит эпизодический характер. 
Ребенок с ограниченными возможностями – не пассивный объект социальной помощи, а активно развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Он талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, ему мешает неравенство возможностей.
 
Проблема формирования коммуникативных умений у детей с ОВЗ, на наш взгляд, достаточно актуальна, т.к. степень сформированности умения активно взаимодействовать с окружающими влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. 
Для приобретения ребенком с ОВЗ социального опыта, требуется создание особых условий, способствующих вовлечению его в окружающую действительность. Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной среды. Обогащенная мультисенсорная среда создает ощущение безопасности и защищенности, позволяет снизить беспокойство, нервное возбуждение и тревожность, активизировать мозговую деятельность. Во время занятий младшие школьники с ОВЗ осваивают различные приемы саморегуляции, учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Цель программы

Развитие коммуникативных навыков и коррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников, с ограниченными возможностями здоровья средствами мультисенсорной среды.

Задачи программы

  1. Формирование позитивного образа «Я» и уверенности в себе.
  2. Коррекция эмоциональной сферы, развитие самодисциплины, самоорганизации и самоконтроля.
  3. Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, формирование адекватной самооценки.
  4. Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия в группе сверстников и умения принимать оказывать взаимопомощь.

Структура программы

В структуру программы входят следующие разделы:
 
Раздел 1. Развитие личностной сферы, формирование позитивной мотивации к обучению. 
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы. 
Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков.
 
Форма занятий: групповая по 5-6 чел. 
 
Методы и приемы, используемые при реализации программы: 
  • Коммуникативные игры.
  • Функциональные упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия, умения работать коллективно и др.
  • Арт-терапия: рисуночная терапия и сказкотерапия.
  • Психогимнастика.

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа  реализуется в течение учебного года, состоит из 16 занятий. Цикл рассчитан на 4 месяца при 1-м занятии в неделю. 
Продолжительность одного занятия от 30 до 45 минут, в зависимости от индивидуальных особен-ностей обучающихся.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе.
  2. Развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и управления своими эмоциями и поведе-нием.
  3. Приобретение опыта бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su