Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Путешествие в страну Смешариков» (психолого-педагогическая программа по социально-психологическому развитию детей 5-7 лет)


 
Программа «Путешествие в страну Смешариков» разработана с использованием методики, предложенной психологами Бельгии – преподавателями Левенского университета и Мехеленской высшей школы. Данная программа направлена на формирование и развитие компетентности в сфере межличностного общения дошкольников, на развитие его самопознания.
Теоретической основой программы социально-психологического развития дошкольников «Путешествие в страну Смешариков» является целостно-системный подход к анализу феноменов человеческого поведения. Основателем данного подхода считают Курта Левина, немецкого и американского психолога, который разработал теорию системно-динамического поведения. Левин исследовал механизмы мотивации, уровень притязаний, усвоение моделей поведения, используя знако-графические символы, а психологическое пространство человека дифференцировал границами (линиями) на регионы.
 
Суть рассматриваемого основополагающего метода программы заключается в применении идеи К. Левина о возможности использования графических символов для изображения психологического пространства человека к рассмотрению его социально-эмоциональной сферы. Для изображения психопространства человека в данном случае используется изображение страны Смешариков, разделенной на 9 районов, а также жителей этой страны – Смешариков. Каждый район страны и его обитатель символизирует определенную модель социального поведения в процессе социального взаимодействия. Выбор стратегии социального поведения очень индивидуален и, как правило, стереотипен: для одного субъекта социального взаимодействия характерна открытость, контактность, для другого – закрытость, «уход в себя». Давление и сопротивление – также варианты социального поведения. 
 
Представление социально-эмоциональной сферы человека в виде страны, состоящей из 9 домиков с жителями - Смешариками,  знакомство с особенностями каждого жителя позволяют в простой и увлекательной для ребенка форме обучить его выбору адекватной модели поведения в процессе анализа проблемной ситуации социального взаимодействия.

Цель обучения

Познакомить ребенка через страну Смешариков с вариантами реагирования в различных социальных ситуациях. Дети учатся понимать себя и понимать других, учатся взаимодействовать с другими людьми. Повысить психологическую компетентность родителей по развитию социальных навыков детей.

Задачи программы

Для детей:
  1. Осознание целей и способов межличностного взаимодействия.
  2. Осознание необходимости в разных ситуациях использовать разные модели поведения.
  3. Знакомство с разными моделями поведения при межличностном взаимодействии.
  4. Формирование и развитие социальных навыков – через моделирование и ролевые игры, стратегий социального поведения.
Для родителей:
  1. Ознакомление родителей с моделями межличностного взаимодействия.
  2. Ознакомление родителей с особенностями формирования навыков социализаций у дошкольников.
Целевая аудитория и временной режим: Данная программа разработана для работы с детьми 5 – 7 лет (старшей и подготовительной групп), посредством использования образа героев мультсериала «Смешарики». Количество участников в группе  7 ± 2. Программа рассчитана на 32 занятия, продолжительность 25 минут для старшей группы и 30 минут – подготовительная группа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
 
Особенности программы:
Выбор упражнений для программы определялся психологическими особенностями дошкольников, а также поставленными задачами – формирование и развитие социальных навыков – через моделирование и ролевые игры стратегий социального поведения. 
Одним из наиболее трудных упражнений для детей являются игры на сплочение. Они с трудом объединяются в поддержке друг друга, не могут выполнять задания в паре.
Характерной особенностью тренингов с детьми является динамика поведения и личностных изменений, основанная не на осознании, а на тренировке навыков. Ролевые игры, характеризуют особенности поведения детей в напряженных ситуациях. Часто по игре ребенка видно, как он копирует своих родителей, изображая игровую семью. Некоторые дети, получив одобрение от группы в ролевой игре, начинали чувствовать себя более уверенно в обычной жизни, что отмечалось в дальнейшем педагогами. 
Результаты игровой работы проявляются в формировании сплоченности в группе, расширении спектра игр, улучшении самоконтроля. 
 
Формы проведения занятий: 
  • Групповая
  • Индивидуальная

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный; организационный.
  2. Информационно-диагностический.
  3. Практический.
  4. Обобщающий.
  5. Этап внедрения полученных знаний в повседневную жизнь.
Подготовительный и организационный этап: составление плана работы, расписания занятий с участниками.
 
Информационно-диагностический этап: состоит из серии занятий, в течение которых детям представляются цели программы, её структура. Участники знакомятся с каждым героем, его домиком, его особенностями. В ходе программы дети вместе с психологом «путешествуют» по стране, знакомятся с её жителями. Каждый герой в стране занимает свое определенное место. Смешарики взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. 
 
Практический этап программы включает в себя серию занятий с детьми,  в ходе которых используются моделирование и ролевая игра с целью анализа конкретных примеров – ситуаций социального взаимодействия и отработки социальных навыков в процессе разрешения той или иной проблемной ситуации. 
 
Обучение разрешения проблемных ситуаций включает в себя использование плана анализа и решения проблемы в несколько этапов:
  1. Оценка ситуации – участнику предлагается выйти в центр страны – поляну. Цель – умение реагировать в сложной ситуации, дать себе время для оценки ситуации, научиться избегать  в поведении импульсивность. 
  2. Помочь увидеть разные модели реагирования в сложной ситуации.
  3. Рассмотреть разные варианты выбора с точки зрения возможных последствий.
  4. Сделать свои выбор в модели поведения.
 
Обобщающий этап: подведение итогов работы по программе.
 
Заключительный этап программы – этап внедрения полученных знаний и навыков в повседневную жизнь. Дети  выполняют задания, полученные на занятиях, используя новый опыт в процессе межличностного взаимодействия, как в садике, так и за её пределами. 
 
Данная программа также реализуется на уровне родителей:
  • проведение родительского собрания до начала занятий, с информированием о целях, задачах, структуре и содержании работы с детьми. Предоставляется тематический план программы;
  • проведение родительского собрания в конце прохождения программы вместе с группой, на котором участники знакомят своих родителей с разными моделями поведения (используя изображение героя);
  • индивидуальная беседа с родителями о возможности применения данного подхода в процессе взаимодействия в семье.
Технические средства, используемые в ходе реализации программы:
  1. Карта страны Смешариков (А2).
  2. Портрет каждого героя (А4).
  3. Бейджик с изображением героя – Смешарика.
  4. Мультимедийные средства или CD - проигрыватель.
  5. Карточки с примерами ситуаций социального взаимодействия, диск с сериями мультсериала «Смешарики».
  6. Цветные карандаши, краски, кисточки.
  7. Фишки с героями в подарок (в конце программы).
Критерий эффективности программы: Если у 50% участников в группе по окончании курса улучшились показатели на 20% - 30%  программа считается успешной.

Предполагаемые результаты программы

1. Изменение способа межличностного взаимодействия;
2. Принятие новых моделей социального поведения;
3. Улучшение социально-психологического микроклимата коллектива; 
4. Формирование  жизненно-важных ценностей.
 
Список литературы
I. Для реализации программы:
1. www.smechariki.ru - официальный сайт мультсериала «Смешарики».
2. www.smeshariki.name – коллекция картинок и описаний всех смешариков и серий мультфильма.
3. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации/ авт. – сост. Е. В. Меттус.- Волгоград: Учитель, 2007 – 122с.
4. Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры/ авт. – сост. Н. Б. Говоркова, Г. Г. Кукушкина.- Волгоград: Учитель, 2008 – 159с.
5. «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» (коррекционная программа для младших школьников). Автор А. Бачурина.
6. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт. – сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 90с.
7. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт. – сост. Ю. А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206с.
 
II. Для родителей:
1. www.smechariki.ru - официальный сайт мультсериала «Смешарики».
2. www.smeshariki.name – коллекция картинок и описаний всех смешариков и серий мультфильма.
3. Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры/ авт. – сост. Н. Б. Говоркова, Г. Г. Кукушкина.- Волгоград: Учитель, 2008 – 159с.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su