Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психология межгрупповой адаптации на кораблях военно-морского флота России» (докторская диссертация)


Актуальность
Актуальность обусловлена реально существующими противоречиями между: а) количественным и качественным изменением состава флота и усложнением его задач; б) возросшими требованиями к координации совместной деятельности на кораблях ВМФ и возросшими требованиями и соответствующим уровнем подготовки командного состава в вопросах управления; в) современными требованиями военно-морского искусства в обеспечении скоординированной, слаженной совместной боевой деятельности профессиональных групп. Выявленные противоречия непосредственно связаны с межгрупповой адаптацией (МГА) на кораблях флота, что обусловило необходимость разработки концепции, способной разрешить их.

Цель
Цель исследования – на основе теоретического анализа и эксперименталь¬ного исследования разработать психологическую концепцию МГА на кораблях ВМФ.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Разработана концепция МГА, представляющая собой систему научных знаний, включающую: сущность, генезис, психологические закономерности, механизмы, принципы изучения, оптимизации и пути управления МГА в различных ситуациях  жизнедеятельности экипажей кораблей ВМФ.

В диссертации впервые в социальной психологии введен концепт «МГА» как социально-психологическая адаптация групп  друг к другу, представляющая собой многосторонний процесс по оптимизации взаимодействия групп с соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты. Предложена модель МГА, в которую включены элементы: МГА ситуация, корабельные группы, характеризующиеся  соответствующими субкультурами, сферы проявления МГА (социальная, экологическая, деятельностная, собственно социально-психологическая и интегративная). Совокупность этих проявлений содержательно отражает достигнутый результат МГА.

Экспериментально выявлены основные закономерности МГА обусловленные генезисом, социально-психологическими особенностями, различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности, влиянием внешних социальных факторов. На основе выявленных закономерностей сформулированы и апробированы принципы оптимизации МГА: сопряжения противоречивости МГА; субкультурного приспособления групп друг к другу; эргономичности МГА.

Раскрыта динамика основных психологических механизмов МГА: в качестве «пускового» выступает механизм «межгрупповой неадаптивности», в основе которого лежат групповые состояния взаимодействующих групп, с последующим включением в дальнейшее становление МГА механизма организационной идентификации и механизмов адаптационного и мотивационного потенциалов.

Теоретически обоснованы алгоритмы и стратегии МГА,  эмпирически выявлены  структуры стратегий МГА, определена их  зависимость от типа доминирующих субкультур адаптирующихся групп, интенсивности совместной деятельности. Установлено, что оптимальный комплекс стратегий МГА гармоничен, его структура состоит из защитных стратегий и стратегий взаимопонимания, находящихся в пропорции, близкой  к «золотому сечению».

Эмпирически обоснована идея о необходимости внедрения компетенциальной технологии оптимизации МГА в экипаже корабля, раскрыты основные направления, пути и средства деятельности флотского психолога по обеспечению продуктивного разрешения противоречий,  возникающих между корабельными группами в ходе их совместной жизнедеятельности, что позволило разработать оригинальные авторские диагностические и коррекционные методики МГА.

Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно относится к разряду фундаментальных, общепсихологических: нем выявляются общие психологические закономерности, принципы, механизмы МГА. Для  социальной психологии значительным является определение МГА. Результаты исследования открывают новое научное направление – психологию  МГА в условиях функционирования военно-морской организации.

Практическая значимость исследования определяется тем, что: в экипажах кораблей, где реализуется разработанная программа, у моряков формируется межгрупповая толерантность, а использование результатов исследования на всех уровнях управления ВМФ России ведет к  повышению эффективности боевого взаимодействия корабельного состава при совместном решении задач в море. Применение принципов и социально-психологических механизмов оптимизации МГА способно повысить эффективность равномерного использования всех категорий личного состава, снять напряженность между корабельными группами в ходе перехода ВС РФ на новую систему комплектования. Апробированные компетенциальные технологии МГА корабельных групп в экстремальных условиях совместной деятельности могут быть использованы в ситуациях МГА военнослужащих, участвующих в боевых действиях.

Реализацию результатов диссертационного исследования целесообразно осуществить:
Органам государственного управления: для снижения негативных тенденций в корабельных коллективах, вызванных МГА, использовать особенности российского менталитета, в котором отношение государства к ВМФ ассоциируется населением с отношением к себе, развернуть активную информационную работу по показу привлекательности службы на флоте; реальными экономическими и социальными действиями реанимировать проблему престижности плавсостава.

Органам военного управления: реформирование организационно-штатной структуры управления кораблем осуществлять с учетом предложенных принципов оптимизации МГА в экипажах. В деятельности органов военного управления внедрить апробированные исследованием методики по управлению социально-психологическими процессами в экипажах кораблей ВМФ России, совершенствовать в этом направлении деятельность командного состава и военных психологов. Реализацию начать через систему учебно-боевой, командирской и общественно-государственной подготовки, посредством повышения социально-психологической компетентности командиров кораблей, соединений ВМФ, центральных управлений различных видов и родов войск Министерства Обороны, других силовых структур РФ.

Органам управления высшим военным и профессиональным образованием: для более полного и комплексного ознакомления офицеров с проблемами МГА и всесторонней их подготовленности к управлению этим процессом в тематические планы военных академий и военных университетов по курсу «Психология военного управления» включить изучение раздела «Психология МГА в военной организации». Для подготовки военных психологов по государственным стандартам следующего поколения разработать и ввести дисциплину «Психология военной организации».

В интересах актуализации неиспользуемого потенциала МГА процессов ввести в программы переподготовки и повышении квалификации руководителей организаций, органов государственной власти и регионального управления,  а также в программы подготовки  психологов-специалистов и магистров дисциплину «Психология МГА», интегрирующую проблемы психологии управления и организационного развития современных российских предприятий и организаций.

Результаты, выводы
Диссертация представляет собой самостоятельную, завершенную научно-квалификационную работу, в которой решена крупная научная проблема – МГА групп моряков с различными субкультурами – вносящая существенный вклад в повышение обороноспособности страны. Автору по результатам исследования присвоено в 2007 ученое звание доктор психологических наук, в 2008 профессора по кафедре общей и педагогической психологии, в 2008 автор избран действительным членом Российской академии военных наук.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su