Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Психолого-логопедическое сопровождение учащихся «Школа без неудачников» (программа тренинга)


Актуальность
Общение школьников, особенно  в подростковом возрасте, процесс чрезвычайно многоплановый, развертывающийся в разных сферах жизни (семья, школа, кружки, компании сверстников и т.д.). Общение напрямую связано с речью и развитием личности учащихся. Поэтому возникновение проблем общения и личностного развития у подростков, обусловлено одновременным влиянием многих жизненных сфер, приобретая своего рода системный характер, что требует системного подхода в решении этих проблем.

Необходимость психолого-логопедического сопровождения возникла в связи с особенностями контингента детей, обратившихся на консультации к специалистам. У них наблюдался высокий уровень общей и школьной тревожности, личностная незрелость, неразвитость коммуникативных навыков, что вызывало трудности в общении с родителями, конфликты с учителями и сверстниками.

В речевом развитии у группы младших подростков наблюдались следующие особенности: общая смазанность речи, вялость артикуляции, нарушения речевого дыхания, нарушения тембра голоса. Практически у всех детей наблюдалось слабое развитие устной публичной речи.

В итоге, назрела необходимость комплексной психолого-логопедической помощи подросткам, с обязательной коррекцией детско-родительских отношений, так как результат работы только с учащимися был бы незначителен.

Цели программы
Оказание комплексной психолого-логопедической помощи младшим подросткам в решении проблем эмоционально-личностного развития, формирование коммуникативных навыков,  совершенствование навыков устной публичной речи; коррекция детско-родительских отношений.

Задачи программы:
1. Коррекция эмоциональной сферы.
2. Формирование коммуникативных навыков и самоконтроля.
3. Развитие техники речи (артикуляция, интонация, темп).
4. Расширение словарного запаса.
5. Коррекция самооценки учащихся.
6. Развитие навыков психологической разгрузки.
7. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения).

Социальная, научная и практическая значимость
Программа направлена на помощь в решении актуальных проблем подросткового возраста.

Комплексный подход используется в разных образовательных учреждениях, но все равно специалисты работают над решением проблем ребенка отдельно, каждый в своем направлении. Условия тренинга позволили нам обеспечить совместную одновременную работу узких специалистов. Диагностические показатели положительной динамики в личностном и речевом развитии оказались значительно выше, чем при индивидуальном подходе и совместных программах узких специалистов в школе. Логопед, работающий только над развитием речи, а не над овладением культурой языка, реализующейся в коммуникативном аспекте, не учитывает личность ребенка. Психолог лучше знает причины проблем детей и, учитывая их, строит программу тренинга, затрагивая значимые, очень близкие для подростка темы, чем обеспечивает мотивацию речевой деятельности. На тренинге создается безопасная среда для детей: снимается  тревожность, страхи и другие невротические состояния. Навыки, в том числе речевые, формируются быстрее и прочно закрепляются в личном опыте ребенка.

Родители, дети, логопед, психолог включены в процесс решения заявленных проблем, и во всех сферах жизни подростка наблюдаются позитивные изменения. Навыки, приобретенные в ходе тренинга, подростки используют в своей повседневной жизни и в дальнейшем, о чем свидетельствуют отзывы родителей, педагогов и самих подростков, полученные в более позднее время.

Общение- основа социальной адаптации детей и взрослых. Правильно сформированные коммуникативные навыки могут предотвратить отдельные психические нарушения, девиантное поведение, правонарушения, наркоманию и токсикоманию. Программа помогает учащимся стабилизировать свое состояние и выявить ресурсы для дальнейшего личностного и речевого развития.
Адресат: младшие подростки из разных школ города и их родители.

Основные этапы программы:

1. Отбор участников тренинга и индивидуальное консультирование: проходит в процессе индивидуальной консультативной психолого-логопедической деятельности и по запросам родителей и учащихся.
2. Родительское собрание: информирование родителей о программе курса, обсуждение условий участия родителей в программе,    решение организационных вопросов.
3. Психодиагностический: первичная диагностика по выявлению:
- уровня речевого развития ребенка;
- исследование эмоционально- личностной сферы участников;
- особенностей детско-родительских отношений.
4. Индивидуальные занятия с родителями: в ходе реализации программы.
5. Психолого-логопедическая коррекция: тренинг «Школа без неудачников».
6. Психодиагностический: повторный срез психолого-логопедической диагностики для выявления динамики изменений у участников после коррекционно-развивающей работы.
7. Индивидуальные психолого-логопедические консультации и занятия:
консультирование родителей и детей по результатам тренинга; психолого-логопедические рекомендации и индивидуальные занятия для детей и родителей.

Структура занятий
Вводная часть:
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнения на групповое сплочение.
3. Упражнения на выявление эмоционального состояния участников.
Основная часть:
1. Беседа по теме занятия.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Речевые игры.
4. Релаксационные игры.
5. Словесно-логические упражнения.

Итог занятия:
1. Отслеживание эмоционального состояния в конце тренинга.
2. Обратная связь.
3. Домашнее задание.
4. Ритуал прощания.
 
Выводы
На выходе реализации программы мы отметили следующие положительные тенденции.

Если в начале тренинга русский язык воспринимался детьми как школьный предмет, не связанный с жизнью, то на выходе язык стал для ребенка живым и интересным, необходимым для установления контактов с другими.

У подростков появилось осмысленное отношение к языку, так как они реализовывали свои цели через общение в тренинге. Соответственно, возросла требовательность учащихся к своей технике речи, повысился самоконтроль в разговорной речи. Помощь в личностном развитии на протяжении всей программы, поддержка родителей позволили подросткам преодолеть барьеры перед    публичными выступлениями,   потренироваться в ораторском искусстве. Диагностические данные подтвердили желание учащихся в дальнейшем совершенствовать навыки публичной речи (устной и письменной).

Итоговая диагностика эмоционально-личностного развития показала, что у большинства учащихся произошел выход из стрессового состояния до стабилизации, вплоть до снятия страхов и тревог, невротических симптомов и расстройств. 

В ходе коррекции произошло выравнивание самооценки, подростки стали вести себя уверенно, более позитивно оценивать себя и других. Тренинг повысил осознанность детей в своих действиях, научил анализировать свои поступки, позволил практически отработать для себя проблемные нерешенные ситуации, накопить личностный позитивный опыт.

Таким образом, в ходе психолого-логопедического сопровождения,  решая проблемы личностного плана, коммуникативной сферы подростка и его семьи, преодолеваются  трудности школьников, связанные с обучением и поведением.

«Программа психолого-логопедического сопровождения младших подростков тренинг «Школа без неудачников»» вызвала интерес у жителей города. Информация о ходе программы была в каждой школе,  освящалась в прессе: «Северный рабочий», особенно, после выхода нашей статьи в газете «Вечерний Северодвинск» по теме: «Трудности школьной жизни: как их преодолевать. Информация от психолога и логопеда», где были даны практические рекомендации для родителей подростков о помощи ребенку в личностном и речевом развитии.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su