Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Цветной мир. Групповая терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» (печатное издание)


Автор:

Арт-терапия в нашей стране весьма популярный метод психологической помощи. Почти каждый психолог в своей практике использует хотя бы его элементы. Современный рынок психологической литературы предоставляет широкий выбор печатных изданий по проблемам арт-терапии (Копытин А.И., Лебедева Л.Д.). Однако, несмотря на то, что рисование является очень естественным для маленьких детей видом деятельности, и на сегодняшний день существуют полные психолого-педагогические исследования этапов, механизмов, функций развития детского рисования (О.Некрасова-Каратеева, Н.Я.Семаго), книг и статей, описывающих оригинальные подходы к арт-терапии детских проблем (как, например, у Бетенски М.) явно недостаточно, и как правило, специалистам, работающим с маленькими детьми приходится заимствовать и адаптировать традиционные методы и приемы, созданные для работы со взрослыми людьми, то есть предполагающие рефлексию продукта творчества и полученного опыта.

Одна из особенностей работы с детьми состоит в том, что рефлексивный анализ арт-деятельности затруднен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой, с которой ребенок попал к арт-терапевту: слабой дифференциацией эмоций и чувств, ограниченным словарным запасом, социальными страхами, механизмами психологической защиты и т.д. Книга «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» описывает авторский подход к организации арт-терапии аффективно-личностных проблем детей 5-10 лет, направленный на воссоздание атмосферы периода раннего рисования, основанного на детских мараниях и каракулях. В рамках представленного подхода, специально подобранные и организованные спонтанные игры и действия с красками, бумагой, водой и песком, облеченные в социально приемлемую форму, позволяют детям проработать свои проблемы в обход функций контроля и осознания происходящего, запустить механизмы самоисцеления.

Книга адресована детским психологам и психотерапевтам, а также родителям, которые готовы творчески подходить к воспитанию своих детей.

Проект стал результатом практического опыта ведения арт-терапевтических детских групп в течение 2003-2007 г.г. на базе Центра диагностики и консультирования г. Северодвинска.

Основное содержание работы
Анализ детских рисунков, спонтанно сделанных детьми раннего возраста (10 мес – 2 г.), а также рисунков детей более старшего возраста (4-10 лет), явившихся продуктами арт-сессий, позволяет выделить общие характеристики и способы исполнения (предпочтения и динамику выбора цвета красок, цветовую многослойность, рисование «здесь и сейчас», легкость разрушения гармонии изображения). Существует также явное сходство и в отношении обоих групп детей к своему рисованию (интерес, радость, экспериментирование), и в отношении взрослых (родителей и арт-терапевта) к творчеству детей и их личности в целом (принятие, поощрение и поддержка).

Выявленная схожесть предполагает возможность специального погружения ребенка в среду спонтанного творчества, характерного для раннего рисования, которое позволяет повторно прожить соответствующую стадию онтогенеза, удовлетворить актуальную потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Целенаправленное создание условий, воссоздающих на арт-сессии атмосферу периода детских мараний, является ведущим методом арт-терапии дошкольников и младших школьников. В результате его использования высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение, и ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабленно. Ощущение благополучия позволяет принять другие формы поведения, отказаться от старых стереотипов реагирования и сформировать новые, адекватные социальной ситуации (инициатива, творчество). В соответствии с возможностями возраста происходит формирование положительного образа-Я, самооценки и саморегуляции.

В связи с этим важными являются критерии подбора техник и приемов создания изображений, позволяющих недирективно организовать описанный арт-процесс: простота и эффектность, равноценность процесса и результата, нетрадиционность (новый опыт). Этим критериям соответствуют марания, штриховки и каракули, монотипии, рисование на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами), рисование предметами окружающего пространства, создание трехмерных изображений из газет. (См. приложение «Арт-терапия аффективно-личностных проблем».)

В книге дается описание технологии групповой работы (правил и этапов работы, структуры занятия, способов коммуникации терапевта с детьми). Важными приемами терапевтического воздействия психолога являются поиск и обозначение образа в детской работе, презентация ценности продукта детского творчества. (См. приложение «Цикл создания изображения».) Терапевтичность условий обеспечивается также креативностью и безопасностью пространства арт-комнаты, обоснованным выбором изобразительных материалов.

Воплощением технологии является цикл занятий «Цветной мир», который направлен на повышение эмоционального тонуса, обеспечение детей необходимыми аффективными впечатлениями, создающими предрасположенность к развитию взаимоотношений с окружающим миром (адаптации).

С целью определения актуальных задач коррекции, выбора заданий, чуткого реагирования на изменения арт-терапевту необходима трехкомпонентная система различных методов сбора диагностической информации. В ней свое место занимают способы первичной и итоговой диагностики, а также технология получения процессуальных сведений. Наблюдение за поведением и аффективными реакциями позволяет оценить такие характеристики творческого процесса как «вовлеченность – дистанцирование», «расслабленность – напряженность», а также групповые аспекты взаимодействия детей. Наряду с психодиагностическими методиками и тестами, значительную информацию дает анализ продуктов детского творчества, в том числе, специальных «заданий-маркеров».

Кроме непосредственной работы с детьми, важное место в процессе общей терапии занимает консультационное сопровождение родителей юных клиентов.

Одна из глав посвящена анализу типичных ошибок работы, рассуждениям на тему качеств личности детского арт-терапевта, помогающих ему быть эффективным.

Книга иллюстрирована цветными фотографиями детских работ, описанием случаев из личной практики автора. Приведены примеры работы с агрессивностью, страхами, расторможенностью, последствиями гиперсоциализации.

Учет особенностей и возможностей детей 4-10 лет позволяет создать целостный подход, и сделать арт-терапию действенной и многогранной.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su